Site icon Civil.ge

Напряженность в российско-грузинских отношениях

С приближением приезда в Грузию американских военных экспертов и  по итогам  визита в Брюссель президента Эдуарда Шеварднадзе напряженность в российско-грузинских отношениях снова начала возрастать.

Российские власти обвиняют Грузию в подготовке военных действий против сепаратистских регионов — Абхазии и Южной Осетии. Москва опасается, что Грузия использует против них подготовленные американцами батальоны.

Депутаты государственной думы требуют увеличения размещенного в Абхазии миротворческого контингента (на сегодняшний день в Абхазии находятся до 1700 военных в составе миротворческих сил) на 400 человек, а также отправку в Абхазию и Южную Осетию гуманитарной помощи. Кроме того, депутаты требуют от президента Путина постановки вопроса об участии российских подразделений в антитеррористических операциях в Панкисском ущелье.

Эти требования зафиксированы в том заявлении, которое российские депутаты приняли на заседании Думы 22-го марта.

Председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин призывает российское правительство включить рычаги экономического давления на Грузию.

Поводом роста напряжения в двухсторонних отношениях послужило похищение четверых миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта, которых позже обменяли на двоих грузин.

Россия и правительство непризнанной Абхазии за этот инцидент вину возлагают на грузинских партизан, которые, по их данным, имеют связи с официальным Тбилиси. В связи с этим МИД России 21 марта распространило заявление, в котором обвиняет правительство Грузии в помощи террористам.

Большая часть грузинских политиков считает, что Россию разгневали заявления Эдуарда Шеварднадзе, сделанные в Брюсселе 18-19 марта, а также развитие грузино-американского сотрудничества. В Брюсселе Шеварднадзе еще раз подтвердил, что Грузия стремится к структурам НАТО и Евросоюза.

Та же мысль высказана и в заявлении МИД Грузии. «В России некоторых политиков и определенные силы раздражают то, что США оказывают Грузии военную помощь. Именно это обстоятельство стало причиной последних заявлений официальных российских лиц  по отношению к Грузии» — говорится в заявлении протеста то 22 марта внешнеполитического ведомства Грузии.
Официальный Тбилиси категорически опровергает сообщения о подготовке к операциям против Абхазии и Южной Осетии. МИД  Грузии такие заявления называет «абсурдными».

Министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания заявил, что «оказанная Соединенными Штатами военная помощь  Грузии не связана с абхазским конфликтом. Грузия остается верной тем международным обязательствам, согласно которым, Тбилиси поддерживает урегулирование абхазской проблемы мирным путем».

За прошедший месяц это уже второй виток напряженности в российско-грузинских отношениях. Первая волна последовала за отправкой в Грузию из США 200 военных инструкторов в конце февраля. МИД  России и тогда выступил с резким заявлением, согласно которому, Россия в будущем не исключает признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии.

Тогда напряженность снизил президент Путин, когда на Алма-атинском саммите заявил, что «ничего трагического в присутствии американских солдат в Грузии нет».

22 марта на заявления российских политиков отреагировал грузинский парламент. Председатель парламента Нино Бурджанадзе призвала российских коллег к встрече и консультациям по этому вопросу.

За два дня до этого парламент Грузии уже принял заявление, где осуждается антигрузинская пропаганда от Российских официальных кругов. В заявлении высказано сожаление, что российская дума неправильно интерпретирует помощь, оказанную Грузии Штатами.

По заявлению Бурджанадзе, она обязательно обсудит со своими русскими коллегами создавшуюся напряженность в российско-грузинских отношениях.