Шеварднадзе обвиняет неправительственные организации в связях с террористами
Еще в сентябре 2001 года президент Шеварднадзе намекнул, что не симпатизирует независимым гражданским объединениям. Перед визитом в США он заявил, что необходимо ужесточить государственный контроль над грантами неправительственных организаций. После визита стало ясно, что данный вопрос обсуждался и на его встрече с госсекретарем США.
Но холодный ответ американцев не усмирил желания правительственных кругов Грузии повысить свое влияние над неправительственными организациями и контролировать их финансы. Независимые эксперты отмечают, что такой поворот событий, вместе с политической, имеет и экономическую подоплеку.
Что касается политических аспектов, за последнее время независимые гражданские группы довольно выросли и их влияние на действия правительства все более заметно. Недавно неправительственные правозащитные организации представили в Комиссию по правам человека ООН альтернативный отчет о ситуации в Грузии, а некоторые гражданские группы добились освобождения от должности нескольких высокостоящих государственных чиновников, выявив факты сокрытия доходов этими лицами.
С экономической точки зрения, гранты неправительственных организаций — единственный финансовый поток, который не контролируются бюрократами и не должны контролировать, — так говорят эксперты. «Грантовое соглашение является частным контрактом между неправительственной организацией и донором. Правительство тут не причем и не должно играть какую либо роль в контроле таких соглашений», — сказал Роман Гоциридзе, эксперт в сфере экономики и руководитель парламентского бюджетного офиса.
Усиление давления на неправительственные организации, как в политическом смысле, так и в экономическом, стало заметно уже осенью прошлого года. Определенные политические силы во главе про-президентских фракций Союза граждан Грузии заявляют, что неправительственные организации «заграбастывают гранты» и присваивают тысячи долларов, предназначенных для населения.
Некоторые утверждают, что неправительственные организации — это агенты западных стран, подрывающие грузинские национальные ценности, что они в сговоре против патриотов и поддерживают гомосексуалистов и разнообразные религиозные секты.
Вырисовывается тенденция, что начатая в СМИ истерическая кампания способствует формированию такого общественного мнения, которое необходимо для принятия поправок в законодательстве с целью ограничения независимого гражданского движения. Законопроект «О грантах и гуманитарной помощи», разработанный по прямому указанию президента Шеварднадзе министерством финансов, упраздняет существующее законодательство в данной сфере, но законопроект не предлагает и новых правил, указывая лишь на «несуществующее законодательство».
«Выдвигая данный документ, правительство постаралось получить право на решение, какие финансовые поступления являются грантами, а какие — нет», — говорит руководитель Центра производственного права Важа Саламадзе. По его словам, без определения процедуры государственного контроля, этот закон превратится в инструмент политического давления.
Шеварднадзе также выступил с предложением о налогообложении неправительственных организации «символическим налогом» — в 0,2%. Эксперты уверены, что и это предложение кроет в себе политическую опасность.
Сегодня неправительственные организации платят подоходный налог с заработной платы и некоторые другие мелкие, социальные налоги. Представитель Ассоциации молодых юристов Грузии Тина Хидашели отмечает, что обложение неправительственных организаций налогом на прибыль упразднит благотворительный характер данных организаций, усложнит получение помощи от доноров и что самое главное, государственным структурам дается возможность проверять не только финансовые операции этих организаций, но и контролировать суть их проектов.
«Вполне возможно, что Палата контроля потребует от нас проверки корреспонденции с донорами или наших предложений к донорам перед их отправкой. Инициатива президента — это огромный шаг назад на пути демократического развития», — говорит Хидашели.
Со своей стороны, неправительственные организации и независимые эксперты заявляют, что не по назначению были использованы полученные именно правительством гранты и кредиты. «Не по назначению были направлены правительственные гранты, а не негосударственные, которые, со своей стороны, строго контролируются донорами», — отмечает Роман Гоциридзе.
К тому же, у правительства сотни тысяч долларов долга перед негосударственными организациями, в виде собранных с них 20%-го налога на добавленную стоимость, как это было учтено в Налоговом кодексе. Но, под мотивом несуществующих фондов, правительство эти долги не возвращает.
Неправительственные организации получили неожиданную поддержку от министра финансов Зураба Ногаидели, который во время острой дискуссии на заседании правительства заявил, что, пытаясь проконтролировать деятельность негосударственных организаций, правительство «нарушает принципы демократии». Сразу же, после завершения заседания правительства, Ногаидели уволили с занимаемой должности…
Гнев президента и Государственной канцелярии направлен только лишь против независимых неправительственных организаций, так как уже существует множество «правительственных негосударственных» организаций, созданных из бюджетных фондов для перенаправления международной помощи в карманы грузинских государственных чиновников.
Недавно, сделанное по национальному телевидению президентом Шеварднадзе полу шуточное предположение, о возможной связи негосударственных организаций с международными террористами, вызвало негодование лидеров неправительственных организаций, которые заявили, что президент в открытой форме угрожает праву на объединения и пытается «наложить руку» на независимость гражданских групп.
Лидеры неправительственных организаций полностью согласны с руководителем парламентского бюджетного офиса Романом Гоциридзе, который заявляет, что «начатое против грантов движение напоминает политику президента Беларуси Александра Лукашенко. На территории бывшего СССР ничего подобного нигде не творится. Если Шеварднадзе желает, чтоб его имя упоминалось рядом с Лукашенко, это дело лишь его политического вкуса».