Ираклий Арешидзе из Вашингтона
Шеварднадзе письмо получил от имени Хельсинкской комиссии США. Это федеральное агентство, которое следит и способствует реализации Хельсинкских соглашений. Председателем комиссии является сенатор Бен Наитхортс Кепбел, республиканец из штата Колорадо, сопредседатель комиссии — конгрессмен Кристофер Смит, республиканец из штата Нью Джерси. Два демократа: сенатор Кристофер Дод из Коннектикута и конгрессмен Стеин Хойер из Мериленда — старшие члены комиссии.
Тема религиозного насилия Грузию беспокоит уже несколько лет. Непокорный Мкалавишвили и группа его сторонников совершили, примерно 80 нападений на свидетелей Йеговы. В связи с этими нападениями пострадавшими внесено около 700 заявлений в соответствующие инстанции, но власти не торопятся с ответными мерами. Судебный процесс против Мкалавишвили начался 25 января, но в случае признания его виновным, ему не грозит долгосрочное заключение.
Письмо Хельсинкской группы призывает президента «к принятию конкретных мер для обеспечения безопасности всех граждан Грузии, независимо от их религиозных взглядов». В письме от комиссии сенатор Кемпбел отмечает, что «очевидно, президент Шеварднадзе и власти Грузии закрывают глаза на развернутое против некоторых религиозных групп насилие. Надеемся, что это обращение покажет (грузинской стороне), что США весьма озабочены в связи с этими нападениями и от властей Грузии требуют приложения всех усилий, чтобы защищены были все граждане, несмотря на их религиозную принадлежность».
Советник Хельсинкской комиссии Нокс Темз с удовлетворением отметил, что под письмом поставили свои подписи «представители широкого идеологического спектра». Это способствовало приданию письму большей силы», — подчеркнул он. Подписывая обращение к президенту Грузии, рядом с консерваторами Дж. С. Вотом (влиятельный республиканец из палаты представителей) и конгрессменом Джозефом Питом (председатель совета конгресса по вопросам «Шелкового пути»), свои подписи поставили также и самые либеральные члены конгресса: сенатор Хиллари Клинтон, конгрессмены Элси Хастинг и Льюис Слотер.
По словам Темза, «необходимо, чтобы все уяснили недопустимость такого беззакония». Темз не согласен с аргументом, который часто высказывают в Грузии о том, что для решения проблемы религиозных меньшинств, необходимо принятие закона о религии. Члены комиссии отмечают, что часто законы о религии и усложненные порядки способствуют дискриминации религиозных меньшинств.
В Грузии толерантность к религиозным меньшинствам имеет давнюю историю. Проживающих в разных уголках мирах тысяч грузинских евреев с Грузией связывают счастливые воспоминания, где на протяжении веков их никто не притеснял. Царь Деметре свободу вероисповедания объявил в Грузии еще XII веке, а в Тбилиси, на одной из центральных площадей старого города почти бок о бок стоят грузинские и армянские церкви, синагога и мечеть. Именно поэтому, для грузинских и иностранных наблюдателей труднообъяснимо распространившееся в последнее время насилие против религиозных меньшинств.
Отчетливым является одна из причин этого насилия — возмущение большинства верующих ростом религиозных групп, которые, пользуясь своим экономическим превосходством, привлекают к себе новых сторонников, предлагая им бесплатные продукты питания, заботу о детях и другие виды помощи. Но тут некоторые политические философы либеральной демократии могут возразить, что свобода вероисповедания одна из основ республиканского строя вместе со свободой слова.
Глава Грузинской православной Церкви, католикос-патриарх Илья II не раз осуждал религиозное насилие, и население страны призывал к терпимому отношению и уважению религиозных меньшинств. Большинство политиков также поддерживают идею искоренения религиозной ненависти. По утверждениям некоторых, лучшим путем для выхода из создавшегося положения является принятие закона о религии. Депутат парламента Грузии Елене Тевдорадзе (из команды бывшего председателя парламента Зураба Жвания), руководившая на протяжении последних лет парламентским комитетом по правам человека, ярый сторонник принятия данного закона.
Пока никто не уверен, этот закон послужит улучшению международной репутации Грузии или наоборот, но надо полагать, что не простым стечением обстоятельств является, то, что в тех странах, где больше всего свободы вероисповедания (например — США), таких законов не существует. А в странах бывшего СССР (Россия, Центральная Азия и др.), где насилие на религиозной почве большая проблема, такие законы имеются в местном законодательстве.
До последнего времени т.н. «реформаторы» активно требовали ответственности представителей власти из-за нарушения прав религиозных меньшинств. Хотя, некоторые аналитики считают, что названные политики старались использовать факты насилия на религиозной почве для «деммонизирования» образа президента Шеварднадзе, вот, мол — он не заботится о защите прав человека.
Очевидно, отвечая на эти обвинения, президент Шеварднадзе, выступая в эфире независимой телекомпании «Рустави-2», заявил, что в ближайшем будущем выйдет постановление президента о правах человека и свобода вероисповедания будет одной из главных тем в этом документе. Но снова под знаком вопроса остается, достаточно ли будет только заявлений и постановлений для усмирения международного сообщества.
Бесспорно, что игнорирование этой проблемы очень повредит интересам Грузии по отношению к США. Советник госсекретаря администрации Рейгана, доктор Чарлз Файрбенкс отмечает, что «Большинство сторонников Грузии в конгрессе и правительстве США — это консерваторы, но в то же время, они большое внимание уделяют свободе религии». Так, что этот вопрос в США больше всего волнует именно самых важных друзей Грузии.
«Наверно большинство грузин не догадывается, какой ущерб причинили Грузии поступки Мкалавишвили, не только в политических кругах Соединенных Штатов, слишком чувствительных к религиозным вопросам, но и среди тех членов правительства, которые ежедневно работают по вопросам Грузии. Зная Грузию лучше других, понимаю, что происходящее в Грузии является частью сложнейшей реакции притесненной раньше Церкви на пост-советский климат. Но в тоже время, В Грузии никогда не происходило такого, как притеснение ислама в Средней Азии, многих религиозных групп — в России, или грязная борьба, из-за которой раскололась украинская Церковь», — отметил Файрбенкс, считающийся в США одним из передовых экспертов по вопросам стран бывшего СССР. В настоящее время доктор Файрбенкс является директором Института Центральной Азии и Кавказа Школы международных взаимоотношений Джона Хопкинса.