Встреча президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе с лидерами парламентских фракций 26 июля отчетливо показала, что Шеварднадзе не допустит ослабления своего влияния. Он всячески постарается использовать оставшиеся годы для усиления собственной власти, чтобы реализовать намеченные партийном съезде возрожденного «Союза граждан Грузии» две задачи — победить на парламентских и президентских выборах.
На выездном заседании парламентского бюро в Кобулети (Аджария) 19-21 июля был рассмотрен проект, разработанный фракцией «Промышленников», о конституционных изменениях, что подразумевает создание Кабинета министров. До обсуждения данной законодательной инициативы на осенней сессии парламента бюро сочло целесообразным, согласовать проект «Промышленников» с президентом Шеварднадзе. В тоже время, со всей остротой был поставлен на повестку дня вопрос об упразднении института губернаторов — полномочных представителей президента в регионах.
По завершении встречи с президентом почти все руководители парламентских фракций и другие депутаты выказывали недовольство итогами встречи. «Президент не принял не одной позиции парламента. Встреча состоялась для того, чтобы в обществе создалась иллюзия, будто встреча имела какой-либо смысл», — заявила журналистам представитель фракции «Демократы» Елене Тевдорадзе.
Примечательно, что в апреле прошлого года президент Шеварднадзе сам предложил парламенту создание министерского кабинета, и его проект одновременно учитывал повышение полномочий самого президента. Из-за негативного отношения депутатов к этому проекту, законодательная инициатива президента до сегодняшнего дня не дошла до постановки вопроса на голосование. Несмотря на это, пришедшим на встречу депутатам президент заявил, что если предложенный «Промышленниками» вариант не совпадет с принципами его собственного проекта, тогда он обещал использовать право вето.
По мнению представителя фракции «Промышленников» Вахтанга Хмаладзе, несмотря на то, что президента Шеварднадзе поддерживают более одной трети парламентариев, его инициатива все равно не сможет набрать достаточно количество голосов. «При утверждении этих поправок мы получим минимум — авторитарное правление, максимум — диктатуру», — убежден Хмаладзе.
Согласно действующей конституции, у парламента есть возможность пересилить вето президента, если при повторном голосовании законодательную инициативу поддержит, как минимум 141 депутат. Но, по словам грузинских экспертов, при существующем раскладе сил собрать 141 голос, фактически, нереально.
Представители оппозиционных сил считают, что окружение президента активно начало заботится о передаче власти преемнику Шеварднадзе. По их словам, в особенности возмутительно уничижение роли парламента со стороны президента. На публичные замечания государственного министра Автандила Джорбенадзе, сделанные им в адрес председателя парламента Нино Бурджанадзе во время выступления на заседании законодательного органа, Бурджанадзе достаточно агрессивно напомнила ему, что председатель парламента является вторым лицом в государстве, и она не потерпит беспочвенных замечаний в ее адрес со стороны представителей исполнительных властей.
«Президент еще раз показал нам, что для него главное его теплое кресло и собранный им же узкий круг лиц, которые играли под его дудочкой и дальше будут играть», — заявила в беседе с журналистами возмущенная Елене Тевдорадзе.
С приближением парламентских и президентских выборов все более отчетливым становятся расхождения между оппозиционными силами и властью. Для восстановления подпорченного имиджа у Шеварднадзе и его окружения два выбора: или резкое и незамедлительное улучшение ситуации в стране, или на фоне внутреннего напряжения в стране в очередной раз создать президенту имидж спасителя.
Несмотря на (с первого взгляда) энергичные шаги нового фаворита президента Автандила Джорбенадзе, в ближайшем будущем ощутимое улучшение экономического положения вряд ли ожидается, что еще раз подтвердил 70 миллионный дефицит бюджета в нынешнем финансовом году.
Со стороны президентского окружения более можно ожидать ухудшения политической и (или) криминогенной обстановки, что бы, как и в начале, 1990-х, стабилизировать ситуацию было под руку только Шеварднадзе. Оппозиционные силы такой сценарий считают вполне возможным. В подтверждение этого они приводят факты появления в разных уголках Грузии мелких вооруженных группировок, а также освобождение из заключения членов бывшей военизированной организации «Мхедриони» — Хачишвили и Гелашвили. До выхода на волю эти лица пригрозили лидерам оппозиционных партий Саакашвили и Жвания, что не допустят их прихода к власти.
По мнению лидера фракции «Демократов» Гии Барамидзе, президент пытается создать такую обстановку, которая гарантирует ему, оставить у власти желаемого им человека. Его целью является, «создать такую структуру, которая даст ему возможность и в будущем контролировать политическую ситуацию и систему власти».
Параллельно со стараниями властей вокруг общих принципов начали объединяться оппозиционные партии, целью чего, по их словам, является недопущение криминализации власти, и установление новых правил политической игры. Именно от стратегии оппозиционных сил будет зависеть успех/неуспех властей и устойчивость грузинской политической системы.
Реваз Бахтадзе, Civil.Ge