Site icon Civil.ge

Кодори остается под контролем Тбилиси

Конфронтация продолжается спустя 10 Лет

После интенсивных переговоров с абхазской стороной государственный министр Грузии Автандил Джорбенадзе объявил 14 августа, что абхазские боевики покидают Кодорское ущелье, единственную территорию Абхазии, контролируемую грузинской стороной. Недавний конфликт в Кодори совпал с 10-летней годовщиной начала военных действий в Абхазии. На правительственном заседании Джорбенадзе сказал, что ситуация в Кодори находится под контролем и нет угрозы потери единственной территории, управлаемой из Тбилиси. Данное сообщение Джорбенадзе сделал после телефонного разговора 14 августа с премьер-министром самопровозглашенной республики Абхазия Анри Джергения.

Джорбенадзе сказал, что местное население Кодори — до 400 вооруженных людей были готовы защитить ущелье и не позволить абхазской стороне занять стратегический район. За вторжением абхазских боевиков в Верхний Кодори 13 августа последовала перестрелка с отрядами местного населения. Столкновения завершились без жертв.

Усиление напряжения в Кодорском ущелье последовало за тем, что около 100 вооруженных абхазов перешли на контролируемую грузинской стороной территорию, чтобы основать там свой блокпост. Согласно грузинской стороне, Министерство обороны Сухумского правительства начало готовиться к этому шагу месяц назад. В настоящее время остается лишь одна проблема, обезвредить мины, оставленные в Верхнем Кодори абхазами после недавних событий. По словам Автандила Джорбенадзе, разминирование местности будет происходить совместно с абхазской под наблюдением UNOMIG (миссия ООН в Грузии).

Президент Шеварднадзе выразил удовлетворение в связи с активизацией переговоров с абхазской стороной и сказал, что переговоры должны быть продолжены, так как нет никакой альтернативы мирному пути решения конфликта.

В Тбилиси многие опасались, что недавнее обострение ситуации в Кодорском ущелье и вооруженные столкновения могли перерасти в крупномасштабные военные действия, поскольку почти также случилось и ровно 10 лет назад — 14 августа 1992года, когда грузинские отряды вступили на территорию автономной республики Абхазия для защиты железных дорог и автомобильных шоссе. Это был официальный повод для ввода военизированных подразделений в автономную республику. К тому времени обязанности главы государства в Грузии уже исполнял Эдуард Шеварднадзе.

В Грузии все еще разделяются мнения по поводу данного решения. Многие считают, что ввод вооруженных отрядов в Абхазию было ошибкой, что привело к потере Абхазии, в то время как другие полагают, что это был единственный способ удержать контроль над регионом, поскольку к тому времени местные власти Абхазии уже объявили независимость.

Через год военных действий в сентябре 1993 года абхазские сепаратисты при поддержке российских военных и добровольцев с Северного Кавказа сил вытеснили грузин из Абхазии. С тех пор Грузинское государство и его отколовшаяся область находятся в состоянии замороженного конфликта. Кодорское ущелье, находящееся почти в центре Абхазии, все еще остается единственной территорией в регионе, которую контролирует правительство Грузии. За последние годы эта территория нередко становится причиной усиления напряженности, так как ущелье имеет стратегическое значение — из ущелья можно непосредственно выйти на Сухуми, столицу Абхазии.

По истечению 10 лет начала конфронтации грузины и абхазы все еще далеки от прогресса в разрешении конфликта. Надежды властей Грузии главным образом обращены к документу о разграничении полномочий между Сухуми и Тбилиси, разработанный Дитером Боденом, ныне уже бывшим специальным представителем генерального секретаря ООН в Грузии.

Детали документа остаются конфиденциальными. Грузинская сторона приветствует условия документа, поскольку они рассматривают Абхазию в пределах грузинского государства. Абхазская сторона отказывается от обсуждения документа. Тбилиси надеется, что Сухуми начнет обсуждать данный документ под международным давлением. Но множество экспертов и политических деятелей в Тбилиси полагают, что главная проблема, которая препятствует решению абхазского конфликта, это российский фактор, так как, фактически Москва поддерживает любые шаги абхазских сепаратистов.

Георгий Сепашвили, Civil.Ge