Site icon Civil.ge

ИТЕРА завоевывает энергетический сектор Грузии

Еще один рычаг в руках Москвы для давления на Грузию

16 августа завершились трехдневные переговоры между правительством Грузии и представителями российской энергетической компании ИТЕРА полной победой этой компании. По итогам переговоров был подписан протокол о намерениях, согласно которому, ИТЕРА передаются основные пакеты акций компании «Тбилгаз», распределяющей природный газ в столице Грузии, а также химического комбината «Азот» в городе Рустави (недалеко от Тбилиси). С этого момента ИТЕРА будет контролировать все газораспределительные компании Грузии кроме «Ачарагаз» (автономная республика Аджария).

Основанная «Газпромом» в США компания ИТЕРА уже несколько лет, как является единственным поставщиком природного газа в Грузию. В Грузии она продает газ посредством регистрированной здесь компании «Сакгази». Кроме снабжения населения природным газом ИТЕРА была также и партерном крупнейших в Грузии предприятий, расположенных в городе Рустави.

После начала сотрудничества с ИТЕРА долг Грузии перед этой российской компанией превысил 70 миллионов лари (около 33 миллионов долларов). По мнению экспертов, эти долги накапливались искусственно, чтобы позднее почти за бесценок передать ИТЕРА стратегически важные газораспределительные сети и крупнейшие предприятия.

По договоренности с правительством Грузии вместо долгов ИТЕРА получит 51% акций компании «Тбилгаз» и химического комбината «Азот». Кроме этого, будет создано совместное предприятие, которое будет эксклюзивным поставщиком и распределителем по всей территории Грузии.

Представители властей Грузии подчеркивают, что достигнутый с ИТЕРА договор гарантирует непрерывную поставку газа. По заявлению заместителя государственного министра Акакия Зоидзе, в создавшейся обстановке это было самое оптимальное решение. Хотя генеральный директор «Сакгази» Леонид Дейкало 15 августа на своей пресс-конференции разнес в пух и прах оптимистические заявления правительства Грузии: «Пусть никто не надеется, что газ будет подаваться непрерывно. Газ будет поступать лишь в случае оплаты».

Решение правительства Грузии вызвало сильные волнения среди грузинских политиков и экспертов. Лидер парламентской фракции «Объединенные демократы» Георгий Барамидзе заявил на специально созванной пресс-конференции, что в лице ИТЕРА «власти Грузии будут иметь дело организацией, связанной с российскими спецслужбами, которая действует не из коммерческих соображений и по их диктовке, и она превратиться в руках России в серьезный рычаг для воздействия на Грузию».

Сомнения по отношению к ИТЕРА обусловлены несколькими факторами. За время сотрудничества с этой российской компанией подача газа Грузии не раз прерывалась под предлогом неуплаты долгов, в том числе и зимой, когда спрос  на газ достигает своего пика. Но прошедшей зимой американская компания AES оформила с ИТЕРА договор, заплатив ей стоимость газа предварительно. Несмотря на это, подача газа теплоэлектростанции в Гардабани, принадлежащей компании AES все равно была прекращена.

по словам представителей правительства Грузии, в случае появления альтернативных поставщиков за властями Грузии и потребителями оставлено право оформить договор с ними. По мнению экспертов, это нереально, поскольку ИТЕРА имеет право отказать другому поставщику в использовании газопроводов, которые будет контролировать она. Грузия, просто на просто, будет вынуждена, подчинятся требованиям ИТЕРА, — уверены эксперты.

По мнению руководителя бюджетного офиса парламента Грузии Романа Гоциридзе, существует еще и опасность того, что ИТЕРА могут быть переданы и магистральные газопроводы. «[14 августа] на заседании правительства Грузии отчетливо было высказано, что магистральные газопроводы должны быть переданы «Газпрому»… Что означает, что энергетической перспективе Грузии грозит полный крах», — сказал Гоцириде.

По его же словам, после введения в эксплуатацию газопровода Баку-Тбилиси-Джейхан определенная часть природного газа останется Грузии, а остальное она сможет приобретать по льготным ценам. Но а передача российским компаниям распределительных систем и магистральных газопроводов не оставит Грузии никаких возможностей для использования этих шансов.

Грузинские обозреватели подчеркивают, что за последние годы для достижения своих внешнеполитических целей Москва активно использует российские энергетические компании. При помощи энергетических компаний, имеющих тесные связи с Кремлем, Россия оказывает огромное влияние на экономическую жизнь республик СНГ. В соседних государствах основными мишенями Россия избрала топливно-энергетические, банковские и телекоммуникационные сектора.

За последние два года по «грузинскому сценарию» огромные долги «Газпрома» и ИТЕРА накопились и на Украине, и в Молдове, и в Армении. В счет этих долгов Кремль потребовал от этих стран передачу российским компаниям стратегически важных для этих республик предприятий. На сегодняшний день Россия, фактически, контролирует топливно-энергетический сектор всех стран СНГ.

По мнению экспертов, может существовать еще одна, наиболее важная причина, по которой власти Грузии согласились на сделку с ИТЕРА. Заместитель государственного министра Грузии Акакий Зоидзе в интервью телекомпании «Рустави-2» заявил, что, заключив сделку с российской компанией, Грузия смогла избежать дестабилизации осенью прошлого года, а также прошедшей зимой.

На фоне тяжелого социально-экономического положения в стране прекращение подачи природного газа зимой вызывает чрезмерное недовольство населения. За прошедшие годы не раз устраивались акции протеста и выступления против властей из-за прекращения подачи газа в зимний сезон. Эксперты считают, с приближением парламентских и на фоне объединение оппозиционных политических сил выборов власти всячески постараются избежать недовольства со стороны населения.

Помимо этого, часть грузинских экспертов не исключает и то, что российская компания заключить сделку с правительством Грузии смогла при помощи военного давления со стороны России. Переговоры ИТЕРА с грузинскими властями за последние недели совпали с крайним осложнением российско-грузинских политических и военных взаимоотношений, сопровождавшихся частым нарушением воздушного пространства Грузии и бомбежками грузинских территорий около российско-грузинской границы.

Заполучив контроль над энергетическим сектором Грузии, Россия еще больше укрепила свои позиции на Южном Кавказе. Теперь уже кроме военных баз в регионе Россия владеет и серьезными экономическими рычагами, что облегчит Москве управлять политическими процессами в Закавказье. Видимо маленьким соседям России еще долго придется считаться с мнением бывшего патрона.

Реваз Бахтадзе, Civil.ge