Параллельно этому в активную фазу входит программа «Трейнинга и экипировки» грузинских антитеррористических подразделений, которая финансируется правительством США. В первой половине августа из 600 добровольцев были выбраны 400 военнослужащих, из которых будет укомплектован батальон Командос, созданный в рамках данной программы. По информации Министерства обороны Грузии, выбранный контингент военных подписал трехлетний контракт с МО и получили уже первую зарплату. 400-650 лари (около 200-325 долларов США) для них выделяет МО Грузии из своего скромного бюджета.
Третья фаза программы «Трейнинга и экипировки» подразумевает выучку четырех грузинских батальонов. Вместе с батальоном Командос будут обучены и горный батальон, батальон легкой пехоты и батальон специального назначения. Всего, американским военным инструкторам придется обучить 1200 грузинских военнослужащих.
К концу второго этапа программы «Трейнинга и экипировки» в Министерстве обороны Грузии был создан национальный центр управления ВС, целью которого является сбор и распространение информации, касающейся оборонной сферы. Для создания данного центра американская сторона выделила 350 долларов, а также новейшую компьютерную технологию и коммуникационные системы.
19 августа в Тбилиси прибыл с визитом заместитель главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, генерал Дитер Штокман. На встречах с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и министром обороны Давидом Тевзадзе обсуждали вопросы реформы проводимой в оборонной сфере в Грузии, а также интеграции Грузии в структуры НАТО и Европы.
«Грузия прекрасно выполняет свои обязанности. Хорошим примером этого можно считать миротворческой подразделение из Грузии, проходящее службу в Косово. Это подразделение показало Грузию с наилучшей стороны», — сказал генерал Дитер Штокман.
Примечательно также, что параллельно американской программе весомую помощь оказывает и Турция, которая уже выделила определенную помощь Военной академии МО Грузии. Вместе с финансированием новой учебной программы Турция отремонтировала здание академии, и поставила этому учебному заведению учебные пособия и форму для курсантов.
Весной нынешнего года Генеральный штаб турецких ВС выделил средства для модернизации военной базы в Вазиани (недалеко от Тбилиси), где 17-28 июня состоялись многонациональные военные учения по программе НАТО «Cooperative Best Effort 2002». Помощь, выделенная лишь турецкой стороной Грузии, начиная с 1998 года, составила около 28 миллионов долларов.
Хотя отремонтированных зданий и хорошо одетых военнослужащих недостаточно для того, чтобы Грузия полноценно смогла обороняться. Министерство обороны Грузии ничего не может поделать с российской авиацией, совершающей регулярные рейды на территорию Грузии и сбрасывающую бомбы на грузинские села, из-за того, что нет соответствующих средств ПВО. А как показали последние события, связанные с российской агрессией против Грузии, вооруженные силы превратились в Грузии в одну из самых важнейших ведомств.
Бюджет Министерства обороны Грузии по своим размерам самый скудный из всех бывших советских республик. В нынешнем году бюджет оборонного ведомства Грузии составляет 38,5 миллионов лари (около19 миллионов долларов). В первой половине 2002 года бюджет МО уже не досчитался 4 миллионов лари из запланированных средств. Еще при утверждении оборонного бюджета 2002 года министр Давид Тевзадзе заявлял, что вооруженным силам лишь для того, чтобы существовать как таковым, нужно, минимум, 71 миллионов лари (около 35 миллионов долларов США).
«Недостаточное финансирование Министерства обороны создаст безвыходное положение в стране», — заявил 18 июля председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Батиашвили. Уже на второй день после этого заявления служащие элитарных батальонов грузинских вооруженных сил — Командос и Коджорского батальона в знак протеста решили покинуть ряды вооруженных сил, что в случае удовлетворения их рапортов об увольнении поставило бы под сомнение выполнение программы «Трейнинга и экипировки», в которой именно эти военные и принимают сегодня участие.
Министр обороны всегда подчеркивал, что вышеназванные батальоны были лучшими в Грузии, а в тот момент его офицеры под руководством врио командующего сухопутными войсками Никой Джанджгава громогласно заговорили о невыносимых условиях в грузинской армии.
«На сегодняшний день главнейшей причиной существующих проблем на пути развития грузинской армии является государственный подход и воззрение общества на них… Из этого и истекают тяжелые материально-технические проблемы в вооруженных силах, причиной чего является все тот же неразрешимый бюджет», — пишет в своем ежегодном отчете народный защитник Грузии Нана Девдариани.
Для урегулирования финансовых проблем Министерство обороны выступило с законодательной инициативой. Согласно принятому несколько месяцев назад закону, за 100 американских долларов призывник может отсрочить свой призыв на срочную службу.
«Один из главнейших принципов, которым руководствуется Министерство обороны, это то, что вооруженные силы должны быть малочисленными, мобильными, ловкими, хорошо оснащенными и обученными», — говорит председатель совета международных советников Грузии Гари Джонсон, который одобряет перемены в Министерстве обороны Грузии.
С учетом существующих в стране условий проблемы в оборонной сфере кажутся естественными, а тот факт, что иностранная помощь ВС Грузии выглядит солиднее, чем выделенные из государственного бюджета страны средства, звучит печально, хотя и приятно все-таки…
Саломе Джаши, Civil.Ge
По теме:
Сэр Гари Джонсон о реформах в системе безопасности Грузии
Министерство обороны выпускает «Белую книгу»
В Грузии начались многонациональные военные учения по программе НАТО