2 сентября в Панкисском ущелье начался третий этап антикриминальной операции. По информации министра внутренних дел Грузии Кобы Нарчемашвили, в результате начавшейся 25 августа антикриминальной операции грузинскими правоохранителями в Панкисском ущелье задержано 5 подозреваемых, в том числе, один араб, который подозревается в возможных связях с одной из международных террористических организаций.
Панкисская операция была неизбежна исходя из того, что с каждым днем возрастало международное давление на Грузию, а причиной этого была обстановка в Панкисском ущелье. Несмотря на начавшуюся в ущелье операцию представители властей России все равно не довольны и говорят, что грузинские правоохранители вовсе не намереваются задерживать чеченских «террористов».
28 августа президент России Владимир Путин выразил надежду, что действия грузинского руководства, направленные на борьбу с терроризмом, «это не иллюстрация, а желание избавиться от террористов на своей территории».
На критику и поучения с российской стороны президент Грузии Эдуард Шеварднадзе 2 сентября в своем традиционном радио-интервью по первому каналу государственного радио ответил следующим образом: «некоторые реакционные силы в России желали, чтобы в Грузии возникла еще одна горячая точка, но мы не дали возможности для реализации их замыслов». Президент Грузии также отметил, что Грузия приняла абсолютно верное решение, когда разместила в Панкисском ущелье внутренние войска, чем восстановила контроль над регионом. По утверждению президента, операция протекает успешно.
Решения правительства Грузии приветствовали и грузинские эксперты. Ситуация в Панкиси «создала большие проблемы нашей стране. Вместе с этим, возрастало и недовольство населения», — говорит президент грузинского Фонда стратегии и международных исследований Александр Рондели. «Кроме этого, возросло и международное давление на Грузию. Не на последний план можно поставить и давление со стороны России. В это же время началась американская программа «Трейнинга и экипировки» грузинских антитеррористических подразделений», — отметил Рондели.
«Перед грузинскими властями стояли две задачи: не должна была пролиться кровь, нельзя было допустить ухудшения отношений между разными этническими группами и контроль над ущельем должен был установлен Министерством внутренних дел. В этом отношении, действия властей намного благоприятнее, чем ворваться туда с оружием и начать стрельбу», — считает Мамука Арешидзе, эксперт по вопросам Кавказа.
Действия грузинских властей с одобрением встретил также и глава Чеченской диаспоры в Грузии Хизри Алдамов. «То, что в этой операции не участвуют русские, вполне приемлемо для чеченцев», — заявил он.
Параллельно операции в ущелье, которая проводится общими силами МВД и МГБ Грузии, на подступах к Панкиси, около села Пичховани Ахметского района начались широкомасштабные военные учения Министерства обороны Грузии. Спустя некоторое время учения переместились и в Хевсурети, чем, фактически, способствовали укреплению чеченского участка российско-грузинской границы.
Хотя проведение антикриминальной операции в Панкисском ущелье и размещение подразделений правоохранительных органов в регионе смогут решить лишь часть проблем, существующих там. Население ущелья экономически крайне нуждается. По словам экспертов, именно это и подталкивает местную молодежь к вовлечению в наркобизнес.
Мамука Арешидзе сообщил «Civil.Ge», что государственный министр Автандил Джорбенадзе провел специальное совещание с целью улучшения социального фона в регионе, было решено выделить специальные лимиты и в высшие учебные заведения для молодежи региона. Разрабатываются несколько экономических проектов, которые учитывают трудоустройство местного населения, в том числе и чеченских беженцев тоже.
По информации местных властей, сегодня в ущелье действует несколько школ, где на грузинских и русских секторах вместе с местными детьми обучаются также и дети чеченских беженцев.
Маловероятно, что власти Грузии предпримут серьезные шаги для решения социальных проблем в Панкисском ущелье, пока не будет улучшена криминальная обстановка в регионе. Хотя и правительство Грузии выражает заинтересованность решением социальных проблем, но Мамука Арешидзе опасается, что власти в этом отношении могут быть непоследовательными.
Георгий Сепашвили, Реваз Бахтадзе, «Civil.Ge»