16 сентября в гостинице «Мариот» состоялась конференция, посвященная свободе слова. На форму присутствовали государственный министр Грузии Автандил Джорбенадзе, председатель парламента Нино Бурджанадзе, лидеры ведущих политических партий, представители СМИ и общественного сектора.
Действующий на сегодняшний день в Грузии закон, который регулирует свободу слова и СМИ, был принят в начале 1990-х годов при президенте Звиаде Гамсахурдиа, а действующий Гражданский кодекс — в 1996 году.
По словам одного из соавторов законопроекта, директора «Института Свободы» Левана Рамишвили, «эти законы в свое время стали шагом вперед, но во время вхождения Грузии в Евросовет страна взяла на себя обязательство привести внутренне законодательство в соответствие со стандартами европейского правового пространства. Поэтому необходимо стало внести определенные поправки в существующее законодательство».
Присутствующие на конференции в «Мариоте» представители властей и общественного сектора подписали совместную декларацию, состоящую из двух основных пунктов: «Политики направят все свое усердие на создание прочных правовых гарантий для свободы слова, непосредственным выражением чего станет завершение принятия закона «о свободе слова и СМИ» на осенней сессии парламента Грузии; Общественный сектор в лице правозащитников и организаций, защищающих права СМИ… свои усердия направят на разработку прочных принципов журналистской этики и профессиональных стандартов».
«Я разделяю то беспокойство, что в последнее время свободе слова угрожает определенная опасность… Должны быть созданы правовые гарантии того, чтобы каждый человек свободно смог выразить мнение и защитить свое мнение», — заявила на конференции председатель парламента Нино Бурджанадзе.
А государственный министр Автандил Джорбенадзе еще раз подтвердил свою поддержку общественным организациям и с уверенностью заявил, что «в Грузии уже никогда не будет проблем со свободой слова. У нее будет законодательная гарантия».
Согласно законопроекту, разработанному общественными организациями, основные поправки будут внесены в законодательные акты, касающиеся клеветы, будут упрочнены механизмы защиты конфиденциальности журналистских источников и для СМИ будут установлены налоговые льготы.
По мнению Левана Рамишвили, самым значительным новшеством является изменение законодательных актов о защите чести и достоинства и о клевете. Сегодня, эту сферу отчасти регулирует Гражданский кодекс, который учитывает защиту чести и достоинства, личных, невещественных прав. Действует также Уголовный кодекс, в котором существует статья по обвинению в клевете.
По мнению грузинских экспертов и их коллег из Евросовета, вопросы клеветы должен регулировать Гражданский кодекс. Кроме этого, согласно действующему сегодня Гражданскому кодексу, при разбирательстве дела в суде о клевете и о защите чести и достоинства, груз доказывать ложится на ответчика (к примеру, на журналиста), что, по мнению экспертов, противоречит практике, принятой в Европейских странах. Согласно же новому законопроекту, при разбирательстве дела в суде доказывать придется истцу (например, государственному чиновнику).
По мнению депутата парламента Грузии, члену Социалистической партии Закарии Куцнашвили, в представленном законопроекте особо ценными являются дефиниции о клевете, порочащих заявлениях и свободе выражения мнения. Хотя, по его словам, не конкретизируется, при распространении непроверенной информации в каком случае освобождается журналист от ответственности.
Согласно 12-ой статье законопроекта, журналист освобождается от ответственности при распространении ложной информации о фактах, «если журналист принял продуманные меры для перепроверки точности информации, но в интересах создания ценного для общества репортажа вовремя, не смог избежать этой ошибки».
Народный защитник Грузии Нана Девдариани говорит, что основная ценность нового законопроекта заключается в предоставлении СМИ налоговых льгот. «Материальные проблемы для СМИ находящейся в переходном периоде независимой страны не должны стать сдерживающим обстоятельством. На этом этапе как можно меньше должна зависеть свобода слова от материальной стороны».
Хотя, «ни в действующем законе и ни в новом законопроекте ничего не говорится о статусе независимого журналиста. Акцент полностью уделен СМИ. В первую очередь защищенным должен быть журналист, а не средство массовой информации», — отмечает народный защитник.
По рекомендации экспертов из Евросовета, в законопроекте был учтен механизм компенсации — право на ответ. Леван Рамишвили заявил в беседе «Civil.Ge» что данная норма основывается на мнении, что у общества есть право выслушать обе стороны.
Согласно новому законопроекту, после выхода сообщения в СМИ в течение 10 дней гражданин имеет право потребовать публикацию ответного заявления. Если в течение 5 дней после представления просьбы о публикации ответного заявления не будет удовлетворена просьба, гражданин в праве обратится в суд.
На подобие действующему сегодня закону «О свободе слова и СМИ», в новом законопроекте особо подчеркивается, что «информация, переданная журналисту в виду его профессиональной деятельности, защищена абсолютной привилегией и ни у кого нет права потребовать у журналиста саму информацию или источник информации».
Большинство политиков согласно с принципами, приведенными в новом законопроекте. «Надеюсь, что на осенней сессии мы сможем принять окончательную редакцию данного законопроекта», — заявила председатель парламента.
Представитель Национально-демократического института США в Грузии Марк Мален отметил в беседе с корреспондентом «Civil.ge», что «законопроект всеобъемлющ. Самое главное сейчас внести этот документ на обсуждение в парламент и провести голосование».
«При голосовании в парламенте будет видно, кто истинный сторонник свободы слова, а кто — противник. Никто не сможет укрыться за юридическими мелочами и таким образом, избежать политической ответственности», — считает представитель влиятельной общественной организации «Институт свободы» Гига Бокерия.
Реваз Бахтадзе, «Civil.Ge»