Site icon Civil.ge

Кавказские пленники

Грузинских чабанов похитили российские пограничники

Грузинские чабаны становятся активными участниками информационной войны между Грузией и Россией. Об этом свидетельствует рассказ двоих грузинских чабанов, который ставит под сомнение некоторые сообщения российской стороны на счет чеченских бойцов.

22 августа российские пограничники заходят в глубь на 400-500 метров на территорию Грузии в Мта-Тушети (около чеченского участка границы) и похищают чабана Илью Музаидзе.

«В Мта-Тушети есть местечко Турсики, где мы пасли стадо овец. 22 августа, как обычно, вывели стадо. В 14:00 на меня напали российские пограничники и увели с собой. Обвинили меня в нарушении границы, повели на свою заставу и начали допрашивать по поводу того, будто на протяжении недели у меня дома жили чеченские «боевики», что я как будто им помогал продовольствием, а позже своими же лошадьми помог будто им перевезти оружие», — рассказывает Илья Музаидзе.

На второй день на поиски друга отправился Давид Гигоидзе, которого постигла та же судьба. «Я был рядом с границей, когда из-за скал появились 6 вооруженных российских военных. Они окружили меня и увели на заставу». С Давида пытались взять такие же показания, но, получив отказ от обоих чабанов, заперли их в подвале. В обмен на ложную информацию чабанам обещали 50 тысяч долларов и квартиры в Москве, но чабаны ото всего отказались.

«Что мы могли сказать, чего не знали. В Мта-Тушети мы не видели ни одного чеченского «боевика» и не могло быть, чтоб они там были, так как там находятся наблюдатели ОБСЕ и грузинские пограничники», — говорят чабаны. Они считают, что ложная информация российским военным нужна была для начала антигрузинской кампании.

Грузинских чабанов на российской пограничной заставе продержали две недели. Но даже в случае нарушения границы ими, согласно закону, если не предъявили бы обвинения, их должны были освободить за 48 часов. 5 сентября грузинских чабанов освободили с тем условием, что они начнут сотрудничать с российскими пограничниками и передадут им информацию о чеченских бойцах.

Пресс-секретарь Государственного департамента охраны государственной границы Шалва Лондаридзе заявил в беседе с корреспондентом «Civil.Ge», что чабанов освободили после того, как пограничный департамента Грузии обратился с соответствующей просьбой к ВПС РФ.

История, рассказанная двумя грузинскими чабанами, также под сомнение ставит рассказ еще одного чабана Левана Телидзе, которого в России превратили в героя из-за передачи российским пограничникам информации о чеченских бойцах. Давид Гигоидзе и Илья Музаидзе говорят, что они хорошо знают проживающего в соседней деревне Левана Телидзе, который, по сообщению российских СМИ, предупредил российских пограничников в конце июля о готовящемся переходе чеченцев через российско-грузинскую границу из Панкисского ущелья. «Я не знаю, откуда у Телидзе могла быть такая информация. Мы чеченцев вообще не видели».

Левана Телидзе президент России Владимир Путин наградил Левана Телидзе орденом «За мужество».

Двое грузинских чабанов, которые почти две недели провели в сыром подвале и за все это время испытывали серьезное психологическое давление, в Грузию возвратились через Владикавказ.

«5 сентября к нам зашли капитан и майор. За время нашего там нахождения нас допрашивали именно они. Нам повязали глаза, надели наручники и вертолетом отвезли во Владикавказ. А оттуда уже привезли на КПП Ларси и передали нашим пограничникам», — рассказывает Илья Музайдзе и добавляет, что вышеупомянутый капитан раньше служил в Ахалцихе, а майор работал в Мта-Тушети.

Чабанам никто не дает гарантию безопасности. Их рассказом не заинтересовалось и Министерство госбезопасности Грузии. Как заявил в беседе с корреспондентом «Civil.Ge» официальный представитель Министерства государственной безопасности Ника Лалиашвили, это дел не входит в компетенцию МГБ. А Генеральная прокуратура лишь после того может приступить к расследованию, если сами чабаны обратятся к ней с заявлением. Но самих чабанов расследование мало волнует и считают, что любое расследование закончиться безрезультатно. «На нашей земле мы ничего не боимся. А на высокогорные пастбища мы больше не пойдем», — говорит Илья Музаидзе.

Саломе Джаши, «Civil.Ge»