«Редакционная ошибка» Госканцелярии вызвала бурные дебаты
Упоминание депутатов в секретном документе вызвало негодование в законодательном органе Грузии. Председатель парламента Нино Бурджанадзе, которая в тоже время является и членом СНБ, выступила в роли первоисточника, кто сообщил депутатам 23 сентября на закрытом заседании о существовании такого документа. Разглашение информации о секретном документе в парламенте стало причиной дебатов, которым депутаты посвятили весь день. По словам Бурджанадзе, в документе указана дата — средние числа октября, когда у прокуратуры должны быть готовы материалы, изобличающие депутатов.
Председатель Парламента Грузии обратилась к президенту Шеварднадзе со специальным письмом, в котором она негативно оценила кампанию против законодателей, начатую исполнительной властью.
В связи с данным письмом президент поручил генеральному прокурору Нугзару Габричидзе, министру юстиции Роланду Гилигашвили и заместителю секретаря СМБ Джемалу Гахокидзе изучить данный вопрос и представить парламенту соответствующие объяснения.
Как заявил Джемал Гахокидзе, по предварительной информации речь идет о неточности, которая непреднамеренно была допущена в тексте. По его словам, «высказанные на заседании СНБ мнения были неточно переданы в рабочем плане (так он называет принятый 12 сентября советом национальной безопасности документ); А реально подразумевается выявление незаконной деятельности как представителей законодательной, так и исполнительной власти».
Парламент предложил МНБ новую формулировку 27-й главы: «особое внимание уделить тем незаконным деяниям, которые мешают урегулированию российско-грузинских взаимоотношений». Члены СНБ разделили мнение парламентариев о том, что 27-я глава должна быть применена к представителям всех ветвей власти, а не только законодательной».
Разглашение информации о существовании секретного документа вызвало раздражение Государственной канцелярии и парламентских групп, поддерживающих президента Шеварднадзе. Про-президентские фракции парламента, чью позицию разделяет и лидер «Социалистов» Вахтанг Рчеулишвили, факт разглашения секретного документа считают уголовным преступлением.
Факт вынесения деталей секретного на всенародное обсуждение подверг критике и сам президент Шеварднадзе. «Меня не волнует редакционная ошибка в документе, которую легко можно исправить. Меня больше беспокоит то, что один из членов Совета национальной безопасности разглашает секретный документ», — заявил Эдуард Шеварднадзе на информационном брифинге 30 сентября.
Но председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе считает, что распространение ею информации и подготовке секретного документа не подходит под действия, наказуемые «за разглашение государственной тайны».
«Я буду способствовать правоохранителям в предотвращении противозаконных действий со стороны любого гражданина; Но недопустимо, когда исполнительные власти в этой связи выделяют адресата в виде членов законодательного органа», — заявила Нино Бурджанадзе.
«Это маразм властей и выражение безответственности; Постыдно, когда из-за осложнения российско-грузинских взаимоотношений оппозиция объявляет мораторий в связи с внутриполитическими проблемами, по этому же аргументу с пониманием относится к отсрочке визита президента в парламент (в конце сентября Эдуард Шеварднадзе должен был выступить с ежегодным отчетом о положении в стране перед депутатами, но выступление было перенесено на позднее время в связи с последними событиями в российско-грузинских отношениях), а исполнительная власть так отвечает на это», — заявляет бывший председатель парламента Зураб Жвания.
В кулуарах парламента уже прозвучали имена тех депутатов, которые могут стать жертвами 27-ой главы секретного документа СНБ. Разговаривают, в основном, о Борисе Какубава из фракции «Возрождение» Джемала Гогитидзе, о Михаиле Саакашвили и Коте Кемулария из фракции «Движение за демреформы» и о Джумбере Патиашвили, предпоследнем первом секретаре ЦК Компартии Грузии до распада СССР.
Упоминание в секретном документе лишь членов законодательного органа Государственная канцелярия объяснила редакционной ошибкой, поэтому в настоящее время документ проходит редакционную доработку в СНБ. Но депутаты все равно не перестают высказывать возмущение и заявляют, что не оставят без соответствующей реакции последующие шаги правительства в этом направлении.
Нино Хуцидзе, «Civil.Ge»