Site icon Civil.ge

Встреча Шеварднадзе-Путина породила много вопросов

Основные проблемы остаются нерешенными

Встреча президентов Грузии и России 6 октября всего лишь на время смогла ослабить напряженность между двумя странами, в то время как основные нерешенные проблемы вновь остаются на повестке дня.

На фоне чрезмерно напряженных взаимоотношений между Россией и Грузией власти Грузии придавали большую нагрузку кишиневскому саммиту. Для того чтобы символически указать на готовность к сотрудничеству с Россией, власти Грузии решили передать российской прокуратуре 5 из 13 задержанных в начале августа грузинскими пограничниками чеченцев, попытавшись этим подыграть президенту России.

Встреча двух президентов «с глазу на глаз» состоялась 6 октября поздно вечером в Кишиневе. На пресс-конференции по окончании встречи оба президента пытались продемонстрировать свою удовлетворенность итогами переговоров и достигнутых соглашений. Президент Грузии даже назвал эту встречу «исторической».

Но, как оказалось, два президента реально согласовали лишь текущие вопросы, а основные проблемы в российско-грузинских взаимоотношениях так и не обсуждались.

Шеварднадзе и Путина договорились об обмене оперативной информацией и разведданными  между силовыми структурами двух стран, о совместном патрулировании границы, о назначении координаторов по совместной борьбе с терроризмом и о передаче российской стороне оставшихся в Тбилиси 8 чеченцев из тех 13, которых грузинские пограничники задержали около российской границы 3-5 августа.

«Грузия взяла ответственность выполнить некоторые обязательства, реализацию которых Россия обоснованно требует от Грузии, и которые  входят также и в интересы Грузии», — заявил журналистам в тбилисском аэропорту возвратившийся с кишиневского саммита Эдуард Шеварднадзе. «Надеюсь, что все, о чем мы договорились, будет выполнено», — об этом Путина заявил после встречи с Шеварднадзе.

На вопрос журналистов, обсуждались ли на встрече вопросы о выводе российских баз из Грузии, а также проблемы Абхазии и Южной Осетии, Путин ответил, что Шеварднадзе не поставил эти вопросы в повестку дня. Не обсуждали президенты также и вопросы о поставках Грузии природного газа из России и о действующем между двумя странами визовом режиме. Несмотря на это, возвратившись с Кишинева, Шеварднадзе заявил, что встреча с Путиным явилась поворотным моментом во взаимоотношениях с Россией.

Согласие президента Шеварднадзе на совместное патрулирование границы стало причиной большого переполоха и недопонимания в Грузии. По словам бывшего председателя Парламента Грузии, лидера партии «Объединенные демократы» Зураба Жвания, власти Грузии должны отчетливо разъяснить, что подразумевается под совместным патрулированием границы. «До саммита Шеварднадзе выступал против совместной антикриминальной и антитеррористической операции, а сегодня уже поддерживает это предложение», — не скрывает возмущения представитель партии «Возрождения», депутат Валерий Гелбахиани.

Сразу же по возвращении президента Шеварднадзе в Тбилиси 7 октября министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания отправился в Москву. По словам президента Шеварднадзе, координатором по совместной борьбе с терроризмом с грузинской стороны будет именно Хабурдзания. Шеварднадзе сказал, что вместе со своими российскими коллегами Хабурдзания обсудит план совместных действий, чтобы предотвратить переход на территорию Грузии криминалов со стороны России. А российские агентства с утра начали распространять сообщения, что в Москве Хабурдзания обсуждает детали совместной военной операции в Панкисском ущелье.

В тоже время российская сторона вновь заявляет, что около 200 чеченцев приближаются к российской границе на территории Грузии. Но 8 октября государственный министр Грузии Автандил Джорбенадзе и секретарь СНБ Тедо Джапаридзе категорически отвергли всякую возможность проведения совместных военных действий на территории Грузии.

Взамен уступок грузинской стороны, сделанных на кишиневской встрече Владимир Путин обещал своему грузинскому коллеге прекратить бомбардировки территорий Грузии. Но как ни странно, в то время как Путин и Шеварднадзе вели переговоры в столице Молдовы, российский вертолет Ми-8 четырежды нарушил воздушное пространство Грузии со стороны России. Кроме этого, взамен грузинских компромиссов, очевидно, русские решили «вознаградить» Шеварднадзе — Генеральная прокуратура РФ приостановила расследование уголовного дела в связи с тем, что в период работы на посту министра иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе подписал с тогдашним госсекретарем США Джеймсом Бейкером соглашение о разделе Баренцева моря.

Примечательно, что встречу между Путиным и Шеварднадзе в Кишиневе прокомментировал и Госдепартамент США. «Мы приветствуем и поддерживаем их сотрудничество по Панкисскому ущелью… и то обстоятельство, что они смогут в будущем договориться по определенным действиям», — заявил 7 октября официальный представитель Госдепартамента Ричард Баучер.

Один из основных предметов соглашения между президентами, который был представлен на общественное обсуждение, был вопрос о передаче российской стороне остающихся в Тбилиси 8 задержанных чеченцев. Но, с учетом реакции грузинских правозащитников и международного сообщества, Шеварднадзе будет трудно выполнить обещание, данное своему российскому коллеге.

Большинство грузинских политиков подвергло резкой критике передачу задержанных чеченцев российской стороне. Лидер Республиканской партии Давид Бердзенишвили считает, что «отношение Шеварднадзе к Кремлю можно охарактеризовать как вассальное». А, по словам лидера Традиционалистов Акакия Асатиани, на кишиневском саммите, который по времени совпал с днем рождения Владимира Путина, некоторые лидеры преподнесли ему крокодила, другие лошадей, в Шеварднадзе преподнес самый дорогой подарок — голову пяти чеченцев.

На «дипломатическую подачку» грузинских властей отозвались и из Страсбурга. 5 октября Министерство юстиции Грузии получила рекомендации Европейского суда по правам человека приостановить экстрадицию 8 чеченцев, пока до конца не будет установлена их личность и выполнены все юридические нормы.

Менее критично оценивает шаги Шеварднадзе Зейно Баран, руководитель «Грузинского форума» Центра стратегии и международных взаимоотношений США в Вашингтоне: «[выдача чеченцев] была единственным и безальтернативным выбором». По ее словам, «Грузия оказалась в чрезвычайно трудной ситуации: с одной стороны она не желает обижать чеченцев, а с другой стороны, если Грузия не согласилась бы на экстрадицию чеченцев, тогда ее обвинили бы в укрывательстве этих людей, из-за чего на Тбилиси обрушилась бы буря резкой критики со стороны России и США».


Фактически, одним самым очевидным итогом кишиневской встречи явилось то, что ухудшились взаимоотношения грузинских властей и чеченцев. Как видно, согласованный с Вашингтоном реверанс грузинской стороны перед Москвой Шеварднадзе дает возможность лишь на кратковременную передышку, а самые болезненные проблемы в российско-грузинских взаимоотношениях остаются нерешенными и снова на повестке дня.

Реваз Бахтадзе, «Civil.Ge»

По теме:
Заявление Президента Российской Федерации В. В. Путина
Ответ президента Шеварднадзе в связи с заявлением Путина
Заявление МИД Грузии
Операция по зачистке в Панкиси
Операция в Панкиси не обходится без жертв
На краю пропасти
США упрочняют свои позиции к российско-грузинским отношениям
Речь министра иностранных дел Грузии Ираклия Менагаришвили на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября
Власти Грузии оптимистично оценивают операцию в Панкиси