Site icon Civil.ge

Общественные активисты обсуждают Кодекс по этике

21 декабря в рамках Программы по защите гражданских интересов состоялась дискуссия, которая была посвящена созданию кодекса по этике для общественных организаций Грузии.

Инициатором встречи был Кавказский институт мира, демократии и развития (член коалиции, осуществляющей Программу по защите гражданских интересов), который приступил к проведению серий дискуссий по вопросу саморегуляции гражданского сектора.

Гражданский сектор «пытается найти свое место и свою роль в обществе, так как, несмотря на улучшение финансовой стабильности, в деятельности сектора все равно заметна своеобразная стагнация», — заявил представитель Кавказского института Давид Лосаберидзе в своей вступительной речи.

Встреча 21 декабря стала первой частью цикла дискуссий, которая была посвящена обсуждению необходимости создания Кодекса по этике гражданских организаций.

На встрече было выслушано четыре отчета, которые представили Гиа Нодия (Кавказский институт мира, демократии и развития), Давид Усупашвили (АИРИС Грузия), Зураб Чиаберашвили (Справедливые выборы) и Леван Бердзенишвили (директор Национальной библиотеки Грузии, руководитель Центра международного развития). Докладчики высказали единогласно, что Кодекс по этике необходим для грузинского неправительственного сектора.

По заявлению Гии Нодия, гражданский сектор начал развиваться в период анархии. На сегодняшний день, когда сектор увеличивается количественно и растет его влияние над властями и обществом, необходимо, чтобы существовали основные правила поведения. Гиа Нодия уверен, с помощью Кодекса по этике сформируются основные стандарты действий общественного сектора. Со своей стороны, это поможет созданию моделей взаимодействия с властями и донорами.

Леван Бердзенишвили, известный своей «жестокой антиформалистичностью», заявил, что в этом случае разработка Кодекса по этике является предпосылкой развития. По его заявлению, кодекс должен касаться двух важнейших аспектов: прозрачности и подотчетности гражданских организаций.

В тоже время, по его словам, имплементация проекта нуждается во времени, так как пока всего несколько организаций готовы к разработке и реализации единых стандартов финансовой прозрачности. Бердзенишвили также заявляет, что присоединение к кодексу должно быть добровольным, что даст стимул общественным организациям.

«С помощью Кодекса по этике возможно также регулировать взаимоотношения с властями», — заявил Давид Усупашвили. «Если с помощью кодекса мы урегулируем бухгалтерию и другие внутренние вопросы, это будет хорошим уроком для властей», — говорит Усупашвили.

Зураб Чиаберашвили считает, что Кодекс по этике сможет способствовать созданию культуры действия и организационного роста. По его словам, гражданские кадры, выросшие на нормах кодекса самый лучший способ для улучшения других секторов общества, если эти люди перейдут в гражданский или бизнес-сектор.

Дискуссию вызвал вопрос определения полномочий кодекса. Большинство присутствовавших согласились, что кодекс должен стать механизмом, включающим в себя обобщенные цели неправительственного сектора, а не механизмом очистки «гражданской аристократии».

Отмечалось, что кодекс должен касаться нескольких важнейших сфер, в частности: основных норм поведения, кадровых процедур, финансовой прозрачности и ответственности. А также, не исключено создание дополнительного документа, который определит цели гражданского общества Грузии на ближайшее будущее.

Участники отметили, что количественный рост и расширение ареала действий не дает возможности для изоляции общественного сектора, где все проблемы решаются на уровне лидеров организации. Существование общественных организаций особо заметно стало на фоне их количественного увеличения и из-за комплексности их действий, а кодификация в письменном виде принципов гражданского сектора чрезвычайно важно для сохранения его лица.

Первая дискуссия завершилась на оптимистической ноте с мыслью о том, что неправительственные организации активно ищут общие пути для решения сложнейших организационных вопросов. Решено провести еще около 7 таких встреч и создать рабочую группу для завершения процесса.

Джули Гиоргадзе