Site icon Civil.ge

Возможная роль Грузии в иракской кампании

Возрос тающая активность американских военных на Ближнем Востоке не оставляет сомнений, что новая война с Ираком вопрос только времени. А грузинское военное командование пытается использовать это время для развития военного сотрудничества с США и НАТО.

Эксперты по вооружениям ООН представят свой окончательный доклад Совету Безопасности ООН к концу января, подтвердив или опровергнув обвинения США по отношению к Ираку. Если доклад будет отрицательным, или хотя бы оставить малейшие сомнения, что Ирак владеет или намеревается приобрести оружие массового уничтожения, начало операции со стороны США и ее союзников станет неизбежным.

Также вне сомнения тот обстоятельство, что на начальной фазе кампании широко будет применена воздушная сила. Но количество американских сухопутных войск на Ближнем Востоке свидетельствует, что американские стратеги в ожидании «замены режима» в Ираке и последующих миротворческих операций ради сохранения мира.

По некоторым предположениям, грузинские политики и военные желают, чтобы Грузия приняла определенное участие в ожидаемой военной кампании. По данным источника в Министерстве обороны Грузии, в настоящее время власти США и Грузии проводят консультации о возможном использовании американскими военными военно-воздушных баз Грузии. Но пока к Грузии никто не обращался с официальной просьбой о предоставлении военных объектов американским военным.

От северных границ Ирака Грузия находится на расстоянии 400 километров, а от центральных районов страны — на расстоянии 1000 километров. Несмотря на то, что Инджирлыкская военная база в Турции более оптимальная для нанесения ударов по Ираку, американцы всегда стараются запастись и другими вариантами, особенно для обеспечения тыла, — заявляет грузинский независимый военный эксперт Ираклий Аладашвили, и добавляет, что территория Грузии, возможно, использовать для обеспечения союзников США — курдов, проживающих на Севере Ирака.

Для этих целей Грузия может предложить 3 военные базы — в Вазиани, Шираки и Марнеули. Марнеульская база была восстановлена недавно с помощью турецкого правительства. Но эксперты считают, что для обслуживания тяжелых военно-транспортных самолетов лучше всего подойдет Ширакская военная база.

Как заявил «Civil.Ge» доктор Ариель Коен, исследователь по вопросам России и Евразии центра Heritage Foundation, «вполне возможно», что Грузия предложит США использовать ее военные авиабазы. Заместитель начальника Генерального штаба грузинской армии Каха Кацитадзе соглашается с этим мнением и отмечает, что «с технической точки зрения, грузинские авиабазы очень важны для Соединенных Штатов».

В грузинские военных кругах также идут разговоры о возможном использовании в Ираке в военных операциях или в операциях поддержки грузинских военнослужащих, которые прошли обучение по программе «Трейнинга и экипировки» антитеррористических подразделений, финансируемой американскими властями.

Но это представляется менее реальным Ариелью Коену. «Их первоочередной задачей является защита грузинской земли и борьба с реальной угрозой терроризма. К сожалению, такая угроза в Грузии вполне ощутима», — сказал Коен.

Директор международных программ по безопасности и энергетике Никсоновского центра в Вашингтоне Зейно Баран также считает, что маловероятно участие грузинских военнослужащих в военной операции против Ирака вместе с американскими военными. Как заявила Баран «Civil.Ge», по ее мнению, такими спекуляциями некоторые грузины стараются упрочить «свои позиции» в контексте новой военной кампании со стороны США.

В любом случае, если Пентагон выкажет желание использовать грузинские военные базы, необходимо будет получить разрешение грузинского парламента. Но большинство экспертов соглашаются во мнении, что со стороны грузинских властей никаких возражений не последует.

Научный сотрудник по вопросам национальной безопасности Института стратегических исследований США Стивен Бланк считает, что существует гипотетическая вероятность активного участия Грузии в военной операции против Ирака, хотя, по его мнению, «это для Грузии вовсе не обязательно и нежелательно».

Несмотря на все это, грузинские политики не теряют надежды, что им представится возможность доказать желание союзничества с западными силами в совместной борьбе против терроризма. Очевидно, что в этой «игре» цена сегодняшних событий более важна, чем все возможные завтрашние «побочные действия».

Реваз Бахтадзе, Джаба Девдариани, «Civil.Ge»