Но, а в это время как грузинская, так и абхазская стороны готовятся к увеличению вооружений и военного контингента в зоне конфликта, в случае вывода оттуда российских миротворческих сил.
«Если российские миротворцы уйдут из Абхазии, тогда мы займем позиции у моста через реку Ингури. У абхазов хватит сил защитить свою республику», — заявил 5 февраля заместитель министра обороны сепаратистских властей Абхазии Гари Кубалба.
Со своей стороны министр обороны Грузии Давид Тевзадзе на пресс-конференции в тот же день заявил, что в случае вывода миротворческих сил из Абхазии грузинские вооруженные силы укрепят свои позиции вдоль реки Ингури.
Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе 3 февраля на своем традиционном брифинге отметил, что российские миротворцы не справляются со своими обязанностями и «к сожалению, Совет безопасности ООН не обращает на этот факт надлежащего внимания».
«В случае вывода миротворцев Грузия, естественно, укрепит свою границу. Усилена будет также и морская акватория, чтобы они (сепаратисты) не чувствовали себя комфортно», — сказал Шеварднадзе, хотя в тоже время подчеркнул, что мирному пути урегулирования конфликта «альтернативы нет».
Посол Грузии в ООН Реваз Адамия в направленном Совету безопасности ООН письме пишет, что «когда абхазская сторона, фактически, отказывается от политических переговоров, считаем, что настало время обсудить принятие мер согласно VII главе Устава ООН».
Усиление милитаристических настроений у властей Грузии вызывает возмущение одной части экспертов. 4 февраля в Тбилиси, во время дискуссии, посвященной абхазской проблематике, политолог Паата закареишвили заявил, что абсурдно, требовать принятия мер по VII главе Устава ООН, которая предусматривает упрочнения мира насильственным путем.
По словам Закарейшвили, для ООН в Абхазии сейчас мирная обстановка, и единственной силой, которая угрожает миру в регионе, являются «грузинские партизаны». Закареишвили полагает, что в Тбилиси должны прекратить военную риторику и отказаться от помощи партизанам. Политолог считает, что Тбилиси должен пойти на определенные уступки.
В это время официальный Тбилиси начинает консультации с Москвой по поводу российских миротворцев, размещенных в зоне абхазского конфликта под эгидой СНГ. Об этих консультациях договоренность была достигнута на встрече президентов Шеварднадзе и Путина 28 января, в ходе неформального саммита лидеров стран СНГ в Киеве. В Москву отправляются министр Грузии по особым поручениям Малхаз Какабадзе и заместитель министра иностранных дел Мераб Антадзе.
Для продления мандата российским миротворцам в Абхазии Грузия ставит три условия: прекращение Железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией (рейс Сочи-Сухуми), прекращение выдачи в массовом порядке российских паспортов населению, проживающему на территории Абхазии и расширение мандата миротворческих сил на всю территорию Гальского района Абхазии, чтобы вынужденные переселенцы-грузины смогли вернуться в свои дома хотя бы в этот район.
Тбилиси также требует, чтобы в Гальском районе начала функционировать международная администрация.
«Это должна быть грузино-абхазская администрация, которая под международным наблюдением будет управлять Гальским районом», — сказал корреспонденту «Civil.Ge» министр по особым поручениям Малхаз Какабадзе.
По его словам, грузинская сторона подготовила несколько рабочих вариантов для решения абхазской проблемы. Какабадзе надеется, что Грузия и Россия смогут договориться окончательно. Шеварднадзе утверждает, что Украина и Узбекистан желание принять участие в миротворческой операции в Абхазии. В вопросе урегулирования конфликта Шеварднадзе возлагает большие надежды и на помощь со стороны Евросоюза.
«В Евросоюзе полагают, что если не будет мира в Европе, континент не сможет развиваться. Абхазский конфликт представляет постоянную угрозу для Европы, поэтому там уже начали серьезно интересоваться урегулированием этого и других конфликтов», — говорит Шеварднадзе.
Это долгосрочные перспективы, а до того Грузия ограничена во времени и решение в связи с российскими миротворцами должна принять до 15 февраля.
В принятой Советом безопасности ООН 30 января резолюции, которая продлила мандат находящейся в зоне конфликта Миссии наблюдателей ООН, говорится, что вопрос о продлении мандата международным наблюдателям может быть пересмотрен в том случае, если до 15 февраля не будет принято решение о продлении мандата российским миротворческим силам.
Вероятно, что прекращение мандата российским миротворцам с грузинской стороны автоматически вызовет прекращение деятельности Миссии наблюдателей ООН. Развитие событий таким образом, если учитывать милитаристические заявления, сделанные в Сухуми и Тбилиси за последнее время, вновь создает взрывоопасную ситуацию.
Гога Чанадири, Civil.Ge