Решение о внесении иска в суд было принято руководством AES ТЭЛАСИ во время недавнего визита в Лондон, где проходили консультации с представителями головной компании AES.
«Хотелось бы припомнить хоть одну иностранную компанию, которая вела бы в Грузии успешный бизнес, но ничего не получается. Это может означать только одно — в этой стране нет успешного бизнеса, и очевидно грузины это понятие воспринимают иначе», — заявил генеральный менеджер AES ТЭЛАСИ Игнассио Ирибарен.
AES предъявляет к властям Грузии обвинение в создании неблагоприятных условий для бизнеса.
«Мы решили защитить свои права, и используем для этого все имеющиеся у нас рычаги, включая обращение к Лондонскому Арбитражному Суду. Во время моего визита в Лондон мы обсуждали тему ведения бизнеса в Грузии и пришли к выводу, что ничего хорошего в этом направлении не происходит», — заявил 27 февраля на пресс-конференции в Тбилиси Игнассио Ирибарен.
По его словам, грузинская сторона долгое время нарушает несколько статей, предписанных договором между государством и компанией. Кроме того, компания требует, чтобы ее освободили от 20%-го налогообложения коммерческих потер.
AES ТЭЛАСИ также требует передачи ей тех активов, которые предусмотрены рамочным договором с государством. В их число входят линии передачи в 100 мегаватт и меньше, которые согласно договору, должны быть переданы во владение компании.
«В настоящее время наши юристы работают над другими статьями договора, чтобы выяснить, какие еще из них не выполняются, и только после этого будет внесен иск в суд. Я уверен, что обнаружится еще множество нарушений», — сказал Ирибарен.
Руководство компании также высказывает протест в связи с тем, что AES ТЭЛАСИ электричество подается значительно в меньших объемах ее потребностей, тогда как компания считается самым лучшим налогоплательщиком.
Лобист компании Иракли Мелашвили сообщил, что после внесения иска и в случае его удовлетворения максимум, чего может потребовать AES, это возмещение инвестиций в сумме 250 миллионов долларов, которые придется уплачивать государству из центрального бюджета. Примечательно, что эта сумма равна примерно половине всего бюджета Грузии.
Несмотря на такую перспективу в Министерстве энергетики Грузии заявления руководства компании о внесении иска считают «пустой угрозой».
«Такие заявления и угрозы со стороны компании и она прибегает к ним тогда, когда что-то ее не устраивает», — сказала «Civil.Ge» начальник Департамента по общественным связям Министерства энергетики Грузии Нино Асатиани.
В министерстве считают, что если компания внесет иск, процесс затянется надолго, и ни к какому конкретному результату не приведет, так как у самой компании AES ТЭЛАСИ множество нарушений в энергетической сфере, в связи с которыми должна нести ответственность.
В министерстве не исключают, что на этот раз недовольство компании вызвано уменьшением ее доли в тарифе. По решению Конституционного суда, НРКЭГ должна установить новый, сокращенный тариф на электричество до 1 марта.
Несмотря на то, что сокращение тарифа Игнассио Ирибарену кажется неправомерным, но обращаться по этому поводу в суд не намерен.
Пока американская компания и власти Грузии спорят друг с другом, население Тбилиси вновь жалуется на ограничения в подаче электричества.
Теа Гуларидзе, «Civil.Ge»