Виновники будут наказаны — говорит президент
Поздно вечером 23 марта десятки бывших гвардейцев проникли на территорию военной части в Тбилиси, разоружили охрану, по словам генерального прокурора Нугзара Габричидзе, без всякого сопротивления завладели оружием и бронетехникой.
Вслед за этим, натренированный американскими военными инструкторами батальон грузинских Командос взял в кольцо военную часть в Исани. Высшие чиновники из грузинского правительства, в том числе министры ВД и ГБ, а также генеральный прокурор и другие представители грузинских властей на протяжении целой ночи вели переговоры с бунтовщиками.
«Мы поставили перед ними всего два условия: тюрьма или штурм», — сообщил 24 марта министр внутренних дел Коба Нарчемашвили после того, как бунтовщики уже сдались полиции. 19 бывшим служащим Национальной Гвардии предъявлены обвинения в захвате стратегически важного объекта.
По словам генерального прокурора Нугзара Габричидзе, «сами бунтовщики говорят, что этим шагом хотели обратить внимание властей к своим социальным проблемам».
По словам родственников и бывших коллег участников бунта, ветераны возвращались с похорон одного из своих бывших сослуживцев. По их же словам, протест бунтовщиков и дальнейшие их действия были вызваны тяжелейшими условиями умершего их друга и его семьи.
Но власти сомневаются в названных причинах действий ветеранов. «Это не было случайным событием. Этот шаг был направлен против национальной безопасности Грузии, и за этим стоят определенные силы», — заявил 24 марта на своем традиционном брифинге президент Грузии Эдуард Шеварднадзе.
«Никто не действует такими способами, если хочет обратить на себя внимание. Это было хорошо спланированной провокацией», — заявил журналистам 24 марта министр внутренних дел Коба Нарчемашвили.
Как заявил на пресс-конференции 24 марта министр обороны Давид Тевзадзе, «правоохранители владели информацией о готовящейся провокации. Но мы не знали точно, какая военная часть может превратиться в мишень для бунтовщиков».
Но никто из официальных лиц не называет не истинных причин бунта и ни те силы, которые могут стоять за всем этим. «Следствие уже ведется, и мы получим ответы на все вопросы после завершения расследования», — сказал президент Шеварднадзе.
В грузинских СМИ муссирует версия, что бунтовщики находились на связи с бывшим министром обороны Грузии Тенгизом Китовани, который постоянно критикует президента Шеварднадзе. Хотя сам Китовани в интервью телекомпании «Рустави-2» опроверг всякую связь с участниками бунта бывшими гвардейцами.
За последние три года в грузинских вооруженных силах это уже третья попытка бунта. Причинами всех этих случаев назывались плохие социальные условия.
В июле прошлого года около 100 офицеров батальона Командос и другого спецбатальона написали заявления с просьбой об увольнении из вооруженных сил из-за тяжелых социальных условий и процветающей в грузинской армии коррупции.
Первой предпосылкой к тому, что правительство Грузии должно приступить к улучшению ситуации в армии, был «бунт в Мухровани» в мае 2001 года, когда бойцы Национальной Гвардии устроили бунт с требованием улучшения социальных условий. Тогда президент Шеварднадзе помиловал всех участников бунта.
Но на это раз Шеварднадзе решил не идти на уступки. «Все участники бунта будут наказаны со всей строгостью закона», — заявил Шеварднадзе.
Георгий Сепашвили, «Civil.Ge»