Реформа в школах или подготовка к выборам?
29 января нынешнего года Сакребуло (Муниципалитет) Тбилиси принял постановление о муниципальных школах, но 21 марта действие постановления было временно приостановлено из-за иска, внесенного Министерством образования Грузии в Мтацминда-Крцанисский районный суд города Тбилиси.
Сторонники постановления, утвержденного тбилисским Сакребуло, утверждают, что данная инициатива будет способствовать укоренению в общеобразовательных школах демократических принципов, а ученикам, их родителям, педагогам и директорам школ представится свобода действий для улучшенного ведения учебного процесса.
Инициатива Сакретубуло предусматривает создание муниципальных школ, которые будут подчиняться органам местного самоуправления. Управление школами будет перераспределено между несколькими звеньями, в число которых вошли бы совет попечителей, совет, утвержденный местным территориальным органом самоуправления и педсовет школы. На сегодняшний день школы полностью входят в подчинение Министерства образования.
Согласно постановлению тбилисского Сакребуло, право на утверждение директора школы предоставляется совету попечителей. В совет попечителей должны войти по 5 человек от родителей учеников и 4 педагога. По условиям постановления Сакребуло, Министерству образования, которое в данное время осуществляет полный контроль над школами, оставляется право проведения мониторинга раз в год над учебным процессом. А в случае обнаружения нарушений министерство уже не имеет право на снятие с должности директора школы.
Достаточно большая часть директоров школ выступают против инициативы Сакребуло, которая предусматривает резкое ослабление роли министерства в сфере образования. «Невозможно игнорировать министерское звено в системе образования, а если кто и желает улучшения в этой сфере, то должен действовать совместно с министерством», — заявила «Civil.Ge» директор тбилисской Первой Гимназии Лиана Шецирули.
Часть же преподавателей с сомнением относится к перспективе включения родительского состава в процесс управления школами. «Вовлечение родителей в процесс управления школами может принять тенденциозный характер, так как вошедшие в совет попечителей родители, возможно, могут потребовать привилегий для своих детей», — сказала «Civil.Ge» педагог Тамара Хатишвили.
Большая же часть родителей учащихся приветствуют постановление тбилисского Сакребуло. «Будет лучше, если родители примут участие в управление учебным процессом. Это поможет искоренить единоличное управление в школах и вызванные таким управлением издержки», — сказала корреспонденту «Civil.Ge» родительница Тамара Мачавариани.
По словам инициатора данного проекта, председателя Комиссии по вопросам образования Гии Мургулия, реализация проекта упростит управление школами, но в проекте не учтены механизмы подбора родителей и педагогов в совет попечителей.
Многие эксперты указывают, что возникшие между Министерством образования и тбилисском Сакребуло противоречия обусловлены политическими мотивами перед приближающимися парламентскими выборами.
Попытки Министерства образования сохранить за собой право назначение директоров школ увязывает с приближающимися выборами председатель парламентской подкомиссии по вопросам образования, депутат Василий Маглаперидзе. Депутат заявляет, что перед выборами директоров школ вызывают в министерство и поручают всеми методами обеспечить в школах поддержку представителей власти на выборах.
«Накануне выборов директоров вызывают к министру и там совершаются сделки, чтобы собрать голоса для властей. Именно поэтому министерство выступает против того, чтоб его лишили привилегии назначения директоров, чтоб не потерять власть над ними», — говорит Маглаперидзе.
А представители же общественной организации Национальный союз образования возникшее противостояние между министерством и Сакребуло связывает с многомиллионным грантом, выделенным Всемирным Банком для системы образования Грузии.
«С помощью директоров представители Министерства образования и тбилисского Сакребуло пытаются заручиться голосами в их пользу на выборах , так как известно, что 80% председателей областных избирательных комиссий составляют именно директора школ. Также каждая сторона пытается, чтобы ей досталась возможность разпоряжаться 62 миллионами долларов, выделенными ВБ», — сказал корреспонденту «Civil.Ge» председатель НСО Георгий Амашукели.
Но Министерство образования отвергает все эти обвинения. По словам представителя министерства Давида Гочашвили, министерство обратилось в суд лишь потому, что постановление тбилисского Сакребуло противоречит действующему законодательству.
В ответ на постановление Сакребуло в Министерстве образования разработали альтернативный проект, согласно которому школа становится централизованным учреждением. Школу основывает Министерство образования, и кроме того, министр сам назначает директоров школ на основе конкурса.
Но как заявляют представители другой общественной организации — Международного института политики, планирования и управления системы образования, проект, подготовленный в Министерстве образования, является поверхностным и не предусматривает проведения реальных реформ в системе.
«Нам кажется, что министерство пытается провести косметические изменения и тем самым, убедить общество, что в образовательной системе проводится процесс децентрализации», — сказал представитель института Георгий Шарвашидзе.
Данная организация тоже разработала собственный проект «Децентрализации и развития менеджмента в системе образования», условия которого, во многом совпадают с постановлением, принятым тбилисским Сакребуло. Согласно этому проекту, четко должны быть определены функции различных звеньев управления школами. Министерство образования должно выполнять функциональную роль, определяющую политику и стандарты образования и, кроме того, должно обеспечивать мониторинг реализации этих функций. Право же на назначение директора школы должно быть передано совету попечителей школы.
Наблюдатели отмечают, что, несмотря на существование огромного количества проектов реформы системы образования, политические мотивы в нынешних событиях все-таки преобладают, из-за чего значительная часть родителей и преподавателей школ скептически относятся к этим процессам.
Теа Гуларидзе, «Civil.Ge»