Официальный Тбилиси небывало жестко отреагировал в связи с недавним визитом премьера самопровозглашенной республики Абхазия Рауля Хаджимба в Москву и заявлением российского МИДа о его встречах в Москве. По заявлению Совета национальной безопасности Грузии, сочинскому соглашению, достигнутому между президентами Шеварднадзе и Путиным 7 марта, «грозит опасность».
Премьер-министр сухумского правительства прибыл в Москву 14 мая. До этого специальный представитель президента России по урегулированию абхазского конфликта Валерий Лощинин находился с визитами в Тбилиси и в Сухуми для ознакомления с выполнением сочинского соглашения. По информации Министерства иностранных дел РФ, визит Хаджимба в Москву был связан вопросом о формировании комиссий по реализации сочинского соглашения.
По завершении визита российский МИД распространил сообщение о том, что на встрече Хаджимба и Лощинина обсуждалось выполнение сочинского соглашения, которое предусматривает «возвращение беженцев (насильственно перемещенных лиц) в Гальский район Абхазии и восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Грузией через Абхазию».
Власти Грузии были обеспокоены таким заявлением, так как в сообщении Хаджимба упоминается как премьер-министр Абхазии. Кроме того, власти Грузии посчитали, что разговоры о возвращении насильственно перемещенных лиц только лишь в Гальский район ограничивает смысл сочинского соглашения.
«Такой подход с российской стороны доказывает, что некоторые силы в исполнительной и законодательной властях России желают, чтобы процесс мирного урегулирования вновь зашел в тупик», — заявил заместитель министра иностранных дел Грузии Каха Сихарулидзе, по словам которого, Грузия ничего не имеет против визитов представителей сухумских властей в Москву, если этим встречам не будет придаваться форма межправительственных консультаций.
Эти вопросы обсуждались также и на заседании СНБ Грузии 16 мая. СНБ также выступило с официальным заявлением, в котором отмечено, что для грузинской стороны неприемлема неточная интерпретация сочинского соглашения и его частичная, «выборочная» реализация.
«Любой шаг по восстановлению железнодорожного сообщения, который будет осуществлен в одностороннем порядке, без согласования с грузинской стороной и до начала процесса организованного и безопасного возвращения изгнанного населения, является незаконным и направлен против соглашения президентов», — говорится в заявлении СНБ Грузии.
После встречи президентов Шеварднадзе и Путина 6-7 марта 2003 года в г. Сочи обе стороны выражали удовлетворение итогами встречи. Тогда было заявлено, что достигнуто соглашение и в ближайшее время начнется синхронный процесс восстановления железнодорожного сообщения и возвращение насильственно перемещенных лиц. По условиям соглашения, для решения этих проблем стороны должны были создать рабочие группы, которые должны были бы работать параллельно.
Резкая реакция грузинских властей в связи с визитом Хаджимба явилась неожиданностью. Визиты и взаимоотношения между Москвой и Сухуми на официальном уровне уже давно приняли форму правила. Представитель Кавказского института мира, демократии и развития Паата Закареишвили считает, что реакция грузинских властей была бы «нормальной», если такие поступки имели бы последовательный характер.
По мнению Закареишвили, в связи с абхазской проблемой позиция грузинских властей «ни в какую концепцию или планы не укладывается».
Наблюдатели отмечают, что возможно официальный Тбилиси «набрался смелости» в результате внимания со стороны запада, оказываемого Грузии в последнее время. На заседании СНБ, где было принято вышеупомянутое заявление, одним из вопросов повестки дня было утверждение плана Национальной интеграции в евро-атлантические структуры, а накануне этому предшествовали визит генерального секретаря НАТО в Тбилиси и оживленное обсуждение темы о шансах Грузии объединится с Североатлантическим союзом.
Но есть и другое мнение. «То, что наши власти заняли такую позицию по отношению к России, мне все-таки кажется частью предвыборной кампании властей Грузии», — говорит Паата Закареишвили. По мнению наблюдателей, с одной стороны, жесткая анти-российская позиция может посодействовать властям в завоевании поддержки насильственно перемещенных лиц на выборах, а с другой стороны, смягчить натиск со стороны оппозиции. Представители оппозиции уже давно требуют представить на обсуждение в парламент сочинское соглашение, как и положено это по закону.
Теа Гуларидзе, Иосиф Хачидзе, «Civil.Ge»