1-2 сентября в Тбилиси находилась правительственная делегация России, которая провела переговоры с представителями официального Тбилиси по вопросу о возвращении чеченских беженцев из Грузии на родину. В настоящее время, по официальным данным, в Панкисском ущелье Грузии проживает около 3700 чеченских беженцев.
Чеченские беженцы получили множество обещаний от российской правительственной делегации, которая в Тбилиси находилась в составе 9 человек. Среди этих обещаний было и компенсации за безработицу и для восстановления жилища, бесплатная транспортировка и гарантии безопасности. Российскую делегацию возглавлял министр РФ по делам Чечни Станислав Ильясов. Вместе с ним в столицу Грузии из Москвы прибыли также и заместитель министра России по ЧС Юрий Бражников.
Российская делегация провела переговоры с официальными представителями грузинского руководства, в том числе с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, государственным министром Автандилом Джорбенадзе, а также с министрами ВД и ГБ Грузии.
«Российское правительство выделило 5 миллиардов российских рублей на восстановление домов возвращающимся беженцам. Те беженцы, дома которых были полностью уничтожены во время конфликта, получат по 350 тысяч рублей (около 11600 американских долларов) в виде компенсации. А тем, у кого дома полуразрушены, правительство само восстановит жилище», — заявил российский министр Станислав Ильясов.
«Мы остались довольны переговорами с грузинской стороной, так как Тбилиси разделяет большую часть наших позиций. Через месяц мы снова прибудем в Грузию и приступим к осуществлению процесса добровольного возвращения беженцев, который будет происходить поэтапно», — сказал на брифинге в Тбилиси министр Ильясов.
В июле нынешнего года заместитель главы российского МЧС Юрий Бражников уже побывал в Панкисском ущелье, где безуспешно пытался убедить чеченских беженцев возвратится в родные края.
Несмотря на обещания со стороны российских властей, чеченские беженцы с сомнением относятся к перспективе возвращения домой, где вновь продолжаются столкновения между чеченскими бойцами и федеральными силами. Участившиеся за последнее время террористические акты еще более осложняют там ситуацию и обстановка вовсе не становится безопасной.
«Россия много раз предлагала нам возвратиться, обещали и гарантии безопасности, но, пока российские войска находятся там, как нам возвращаться в Чечню?», — говорит поживающая в Тбилиси беженка из Чечни Джамиля Агаева.
Власти Грузии также как и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев поддерживают возвращение чеченских беженцев в свои дома лишь на добровольных условиях.
«Позиция властей Грузии заключается в достойном возвращении чеченских беженцев домой и их проживание там, в безопасной обстановке», — говорит министр по особым поручениям Грузии Малхаз Какабадзе.
Невзирая на обещания Москвы, большинство чеченских беженцев не выказывает пока что никакого желания возвратиться домой. А некоторые из них просят перевести их в третьи страны для проживания.
«Беженцы просят правительство Грузии и международное сообщество помочь им перейти в третьи страны. По мнению беженцев, им так будет безопаснее», — заявляет руководитель комитета чеченских беженцев в Грузии Баудин Итигаев.
В последнем докладе УВКБ ООН говорится, что в последнее время выросло число чеченцев, которые обращаются к иностранным государствам с просьбой предоставить им убежище.
Некоторые наблюдатели, как и большинство самих чеченских беженцев, считают, что активизация Москвы в вопросе возвращения беженцев связана с наметившимися на октябрь в мятежной республике президентскими выборами. По их мнению, для большей легитимизации выборов российские власти пытаются возвратить беженцев в Чечню.
«Русские хотят заставить нас принять участие в выборах, чтобы мы подали голоса за Кадырова. А после нас прогонят снова», — говорит один из чеченских беженцев, проживающих в Грузии.
Но руководство Российской Федерации категорически опровергает такие предположения. «Знаю, говорят, мол, возвращение чеченских беженцев связано с выборами. Это не правда. Ведь когда-то все равно все должны возвратиться домой? Находящиеся в Ингушетии уже возвращаются к своим очагам. Мы желаем, чтобы чеченцы возвращались добровольно», — заявил Юрий Бражников в Тбилисском аэропорту.
Но, последние заявления российских властей о том, что Москва намеревается закрыть лагеря чеченских беженцев в Ингушетии до выборов в Чечне, повышают опасения, что Россия попытается в принудительном порядке вернуть чеченских беженцев на родину.
В интересы официального Тбилиси естественно входит возвращение чеченских беженцев на их родину, так как они воспринимаются как очаг нестабильности в Панкисском ущелье.
Но, маловероятно, чтобы репатриация чеченцев из Грузии началась принудительно, так как за таким шагом Тбилиси может последовать резкая негативная реакция со стороны международного сообщества.
Гога Чанадири, «Civil.Ge»