Еще одна осечка в пенитенциарной системе
Грузинские правоохранительные органы работают в усиленном режиме. По всем основным направлениям дорог в Рустави и Тбилиси выставлены патрули. Отряды специального назначения правоохранительных структур проводят спецоперации.
Принятие таких чрезвычайных мер стало необходимо после того, как в пенитенциарной системе Грузии произошел беспрецедентный случай. 10 сентября вечером, около 21.00 по тбилисскому времени из Руставской колонии строгого режима №2 сбежали 128 заключенных.
Побег повлек за собой летальный результат. В то время, когда заключенные пытались преодолеть ограждение колонии, был убит один из сотрудников охраны, а другой ранен. По некоторым данным, заключенным удалось взорвать стену колонии и сбежать таким образом. Руководители правоохранительных органов предупредили население города Рустави принять дополнительные меры безопасности в связи со случившимся.
Большинство сбежавших заключенных относятся к категории «особо опасных преступников», и соответственно они отбывали наказание со сроком 15-20 лет.
В Департаменте по отбыванию наказания Министерства юстиции Грузии 11 сентября «Civil.Ge» сообщили, что к полудню были задержаны 34 беглеца. Одного сбежавшего 10 сентября ночью родители привели в Департамент по отбыванию наказания.
Уже никого не удивляют участившиеся за последнее время факты побега из мест заключения в Грузии. Также хорошо известны и причины побегов — тяжелые социальные условия в этих учреждениях, недостаточное финансирование пенитенциарной системы, мизерные зарплаты сотрудников охраны тюрем и колоний, коррупция.
«Такие процессы управляемы и не только изнутри, но и извне, так как такие масштабные побеги не происходят по решению одного-двух заключенных, или с помощью одного-двух сотрудников охраны. Это серьезная, заранее спланированная операция», — сказала «Civil.Ge» представитель правозащитной организации «Бывшие политзаключенные за права человека» Нана Какабадзе.
По ее словам, необходимо выявить тех личностей или те структуры, которые могли быть заинтересованы в дестабилизации в стране, в пенитенциарной системе, которые могли оказать помощь заключенным в побеге, натолкнуть их на это.
Данные массовый побег опасных преступников создает угрозу не только пенитенциарной системе, но и в первую очередь, населению страны. Нана Какабадзе считает, что побег можно было бы исключить, если было бы завершено строительство тюрьмы закрытого типа на руставской трассе (около Тбилиси), в которую можно было бы разместить опасных преступников и тех лиц, которые «управляют ситуацией» в тюрьме. По словам Какабадзе, учреждения такого типа широко распространены во многих странах мира и необходимо устроить такую тюрьму и в Грузии, чтобы избежать в дальнейшем аналогичных случаев.
В нынешнем году поменялся уже второй руководитель Департамента по отбыванию наказания Министерства юстиции Грузии, но факты побега из мест заключения, тем не менее, не сократились. За последние 4 месяца были зафиксировано 6 побегов, во время которых места заключения покинули 49 осужденных.
Для поимки беглецов из Руставской колонии мобилизованы силы прокуратуры, Министерства юстиции, МВД и МГБ. На прилегающих к Рустави территориях проводятся проверки, и в случае обнаружения следа беглецов, принимаются меры и проводятся специальные операции по их задержанию.
По официальной информации, пока что в ходе операций по задержанию сбежавших серьезных инцидентов не происходило, хотя, как заявляет Нана Какабадзе, по некоторым данным, имела место ликвидация сбежавшего заключенного во время его задержания.
Пенитенциарная система Грузии вместе со всеми своими учреждениями по отбыванию наказания и местами заключения перешла в юрисдикцию Министерства юстиции из МВД. Некоторые высокопоставленные представители грузинских властей, в том числе и сам президент страны Эдуард Шеварднадзе считает, что причиной учащения фактов побега является именно эта реформа, которая по его словам, не совсем вовремя была осуществлена.
Как заявил в начале нынешнего лета президент Шеварднадзе, переход пенитенциарной системы из структур МВД в юрисдикцию Министерства юстиции было ошибкой. А среди населения муссирует мнение, что за участившимися фактами побегов из мест заключения стоят бывшие высокопоставленные руководители МВД, пытающиеся доказать необходимость возвращения пенитенциарной системы в структуры МВД.
В связи со случившимся 10 сентября массовым побегом из Руставской колонии строгого режима №2 возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Как заявляют представители грузинских властей, не исключено, что этот побег может повлечь за собой определенные кадровые перестановки в Министерстве юстиции и пенитенциарной системе.
Иосиф Хачидзе, «Civil.Ge»
This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)