Чрезвычайное положение в Аджарии остается в силе |
После того, как глава автономной республики Аджария заявил, что к досрочным президентским выборам, назначенным на 4 января, на территории автономии откроются избирательные участки, в Батуми отправился председатель Центральной избирательной комиссии Зураб Чиаберашили с целью обсуждения с местными властями технических деталей проведения выборов.
Несмотря на то, что центральные власти Грузии получили оптимистическую информацию, сторонники лидера Единого национального движения, кандидата в президенты Михаила Саакашвили все равно с осторожностью относятся к заявлениям Аслана Абашидзе.
«Мы опасаемся, что выборы 4 января могут сорваться. То, что Аджария примет участие в выборах, не дает нам поводов для успокоения. Успокоиться можно лишь после 4 января, когда из Аджарии поступят окончательные данные и выборы будут считаться состоявшимися. От Аджарии можно ждать всяких сюрпризов», — заявил 30 декабря на пресс-конференции в Тбилиси один из представителей ЕНД Ираклий Чубинишвили.
Часть населения Аджарии также считает, что, несмотря на заявления Аслана Абашидзе, власти автономии сделают все, чтобы люди не пошли на избирательные участки.
«Запугивание и давление на избирателей происходит уже давно, особенно в горных селах. Представители властей приходят к населению и предупреждают, чтобы они не принимали участия в выборах. В результате, будет зафиксировано малое количество избирателей, и итоги выборов могут быть поставлены под вопрос», — сказал корреспонденту «Civil.Ge» лектор Батумского университета Георгий Масалкин.
Присутствие фактора страха среди аджарского населения очевидно. Пока люди начинают отвечать на вопросы журналистов на улицах Батуми, они внимательно смотрят в разные стороны улицы, и если не заметят никого подозрительного вокруг, отвечают лишь в этом случае, но мало кто соглашается, чтобы его разговор записывался на записывающее устройство.
Чиаберашвили и Шамилашвили знакомятся со списками избирателей на одном из Батумских участков |
Кроме того, примечательно, что достаточно крупная часть населения находится в абсолютном информационном вакууме. Многие даже не знают, откроются ли вообще избирательные участки в Аджарии.
«Мы не знаем, примет ли население Аджарии участие в выборах, но у нас есть сильное желание зафиксировать свою позицию», — сказала 29 декабря в беседе с корреспондентом «Civil.Ge» жительница Батуми Гогона Медзмариашвили, тогда как Аслан Абашидзе сделал заявление об участии Аджарии в президентских выборах еще 28 декабря.
«Правда не знаю, примет ли Аджария участие в выборах, также не знаю никого из кандидатов в президенты кроме Михаила Саакашвили. Я уверен, что большинство проголосует именно за него. Мы надеемся, что в результате этих выборов натянутые взаимоотношения между центром (Тбилиси) и регионом (Аджария) будут урегулированы», — сказал проживающий в Батуми насильственно перемещенный из Абхазии Теймураз Букия.
После «бархатной революции» на территории Аджарии по сей день запрещено вещание независимой телекомпании «Рустави-2». Невозможно зайти и на веб-сайт этой телекомпании.
Кроме этого, в Аджарии остаются нерешенными многие технические проблемы в связи с проведением выборов. Несмотря на то, что местные избирательные участки довольно хорошо оснащены необходимым инвентарем, вновь остается неясным вопрос избирательных списков населения Аджарии. А в это время до президентских выборов остается все меньше времени. Последний вопрос был главной темой в ходе встреч в Батуми 29 декабря, в которых принимал участие председатель Центральной избирательной комиссии Грузии Зураб Чиаберашвили.
Как известно, в масштабах всей Грузии списки избирателей составлялись, в основном, путем предварительной регистрации избирателей, когда избиратели сами приходили на участки и заполняли специальные формы. Из-за того, что руководство Аджарской автономии отказывалось участвовать в президентских выборах, на территории автономии данная процедура не проводилась.
Что касается тех списков, которые были использованы в Аджарии в ходе парламентских выборов 2 ноября, ЦИК Грузии не выказывает особого доверия к этим спискам. Поэтому Зураб Чиаберашвили считает, что «количество избирателей в Аджарии должно быть установлено в результате явки избирателей на участки и прохождения ими регистрации в день выборов», хотя соглашение по этому поводу пока не достигнуто.
«Вопрос о списках избирателей в Аджарии пока что остается предметом консультаций», — заявил уже возвратившись в Тбилиси 30 декабря председатель ЦИК Грузии Зураб Чиаберашвили.
«Всего, по последним данным, на территории Аджарии зафиксировано 289 тысяч избирателей. Бюллетени из Тбилиси будут посланы в Аджарию соответственно этим данным», — сообщил «Civil.Ge» председатель Центральной избирательной комиссии Аджарии Эднар Шамилишвили.
Но, многие наблюдатели и политические партии эту цифру ставят под сомнение и считают преувеличенной. Именно этот фактор и определяет недоверие Центральной избирательной комиссии Грузии по отношению к спискам избирателей, проживающих на территории Аджарской автономии.
Несмотря на существующие проблемы, многие наблюдатели считают, что в сегодняшней обстановке самым важным было политическое решение Аслана Абашидзе об открытии избирательных участков на территории автономной республики Аджария.
«Не знаю, займут ли более-менее снисходительную позицию по отношению к региону центральные власти Грузии, и как пройдут выборы в Аджарии, но одно предельно ясно, проведение президентских выборов зависит от воли грузинского народа. Проведение президентских выборов в чрезвычайной обстановке не сможет урегулировать своевременно все проблемы в рамках закона, но сейчас главное, чтобы политику вместить в рамки закона» — сказал «Civil.Ge» эксперт из Совета Европы Бернар Оуэнн.
Как заявляют власти Аджарии, за выборами на территории Аджарии будут наблюдать как местные, так и международные наблюдатели.
С целью проведения дополнительных консультаций по поводу справедливого проведения президентских выборов на территории Аджарии государственный министр Грузии Зураб Жвания 30 декабря уже второй раз отправился в Батуми. На его встрече с Асланом Абашидзе кроме проблемы выборов обсуждались также и вопросы взаимоотношений между центром и регионом.