Батуми обвиняет Тбилиси в попытке применения силы
Несмотря на то, что в начале марта президент Грузии Михаил Саакашвили обещал установить контроль в Аджарии, 14 марта президента не впустили на территорию автономии. Этот инцидент президент оценил, как «серьезный вызов государственности Грузии».
По словам официальных представителей центральных властей Грузии, президент Михаил Саакашвили не смог войти на территорию автономной республики, так как административная граница между автономной республики и остальной Грузией была перекрыта бронетехникой и сотнями вооруженных лиц.
Министр внутренних дел Грузии Георгий Барамидзе, который сопровождал президента, провел переговоры на Чолокском КПП с официальными представителями аджарских властей, но тщетно пытался убедить их пропустить президента на территорию автономии.
Как утверждают представители аджарских властей, центральные власти Грузии под мотивом визита президента хотят ввести войска в Аджарию.
Грузинские телеканалы передавали кадры, отражавшие переговоры между министром внутренних дел Грузии и представителями аджарских властей.
«Мы всегда примем президента Саакашвили, но, зачем им понадобились столько вооруженных людей? Мы не дадим возможность войти таким путем», — заявил министру внутренних дел руководитель администрации Кобулетского района Аджарии Тариел Халваши.
«Мы не против визита президента. Он является президентом Грузии, и он может приезжать в любой регион страны. Но они хотели войти в Аджарию вооруженной армией. Мы этого не допустим», — заявил позже журналистам мэр города Батуми, сын лидера Аджарии Аслана Абашидзе Георгий Абашидзе.
Сам же Аслан Абашидзе, который находится в данное время в Москве, на пресс-конференции в офисе агентства Интерфакс заявил, что президент Саакашвили не находился на Чолоки, и что центральные власти Грузии хотят ввести армию в Аджарию.
Но, как заявил президент Саакашвили журналистам, его сопровождала лишь личная охрана из 30 человек. «Там никаких войск не было», — заявил президент.
После инцидента президент вместе с сопровождавшими отправился назад и вернулся в Поти, где провел специальное совещание с членами правительства и брифинг для журналистов.
«Мы не будем терпеть ситуацию, которая создалась в Аджарии, но, для того, чтобы избежать кровопролития я решил не принимать радикальных и строгих мер. Я не собираюсь сдавать свои позиции. я останусь в Поти и созову заседание Кабинета министров здесь. Хочу сказать населению Аджарии: не подчиняйтесь приказам аджарских властей и не берите в руки оружие», — заявил Михаил Саакашвили.
«Грузинские войска готовы ко всему, но мы не хотим применять их в этом случае, чтобы избежать кровопролития», — сказал президент.
Он также предупредил Россию, не вмешиваться во внутренние дела Грузии. Как известно, одна из российских военных баз находится в Батуми, на которую в последнее время несколько раз прибыли новые подразделения российских военных.
«Ни один российский танк не должен выходить с территории базы, так как это (Аджария) наша территория», — сказал Михаил Саакашвили.
«Это плохой сигнал, ситуация слишком усложнилась. Президенту не дали возможность войти в Аджарию и встретиться с избирателями, что абсолютно недопустимо», — сказал журналистам премьер-министр Грузии Зураб Жвания, который также находится в Поти.
14 марта, чуть позже Михаил Саакашвили вновь отправился к КПП на реке Чолоки после того, как провел в Поти специальное совещание в с представителями правительства и брифинг для журналистов. На Чолоки Саакашвили встретился с частью населения Аджарии, которые поддерживают лидера автономии Аслана Абашидзе.
«Я являюсь президентом Грузии. Аджария неотъемлемая часть Грузии и я не допущу, чтобы пролилась кровь. Я знаю, вам говорят, что центральные власти намереваются ввести в Аджарию войска. Это не правда», — заявил президент Саакашвили сторонникам Аслана Абашидзе.
Сторонники Аслана Абашидзе на Чолоки встретили президента с возгласами «Бабу! Бабу!» (народное прозвище Аслана Абашидзе). Саакашвили вскоре покинул КПП на Чолоки и вновь вернулся в Поти.
Находящийся в Москве Аслан Абашидзе в интервью Аджарскому телевидению заявил, что центральные власти Грузии пытаются силовым путем свергнуть руководство Аджарии. Он также заявил, что через посредников попытался договориться с Михаилом Саакашвили, но тщетно.
«Через иностранного посредника (Абашидзе не назвал имени посредника, но как говорит его сын Георгий Абашидзе, посредником был иностранный бизнесмен) на прошлой неделе мы провели переговоры с центральными властями. Но согласия мы не смогли достичь. После этого я решил отправиться в Москву, чтобы сообщить международному сообществу о той угрозе кровопролития, которая нависла над Аджарией», — сказал Аслан Абашидзе по телефону Аджарскому телевидению.
«Моих представителей я направил и в США, где они встретились с представителями Государственного департамента. Они также встретились с Джорджем Соросом, чтобы сообщить им о надвигающейся опасности. Мы встретились со всеми, кто помогал новым властям прийти к власти (во время прошлогодней ноябрьской революции). Они заявили, что в случае кровопролития ответственность должны взять на себя центральные власти Грузии», — сказал Аслан Абашидзе.
Официальный представитель российского МИДа Александр Яковенко 14 марта вновь призвал Тбилиси не применять силу в Аджарии.
«Есть основания предполагать, что Тбилиси планирует прибегнуть к силе. В случае кризиса вся ответственность за него ляжет на грузинское руководство», — заявил Александр Яковенко.
12 марта российский МИД обвинил центральные власти Грузии в попытке силового свержения аджарских властей. В заявлении МИДа говорится, что «Тбилиси специально готовит правоохранительные органы и планирует проведение акций протеста в Батуми, чтобы свергнуть законные власти в Аджарии».
Напряжение между Тбилиси и Батуми особенно возросло после того, как полиция Аджарии 13 марта задержала министра финансов Грузии, который приехал в Аджарию для встречи с избирателями перед назначенными на 28 марта парламентскими выборами.
«Если Аслан Абашидзе желает шантажировать президента Грузии, он допускает большую ошибку», — заявил 13 марта президент Саакашвили.
В день совей инаугурации, 25 января нынешнего года Михаил Саакашвили побывал в Батуми. Тогда Абашидзе и Саакашвили вместе принимали военный парад на улицах столицы Аджарии, который был приурочен инаугурации президента.
Но взаимоотношения между центральными и региональными властями стали ухудшаться в начале марта, когда Аслан Абашидзе заявил, что Тбилиси намеревается установить тотальный контроль над Аджарией. Тогда в ответ на это Саакашвили сказал, «естественно я хочу установить контроль и я сделаю это».