Site icon Civil.ge

Трещина в перемирии







Абашидзе выставляет ультиматум
центральным властям
Словесная война между Тбилиси и Батуми возобновилась после того, как представителям президента Грузии в автономной республике Аджария не дали возможности приступить к выполнению своих обязанностей.


22 марта президент Михаил Саакашвили дал двухдневный срок руководству Аджарии, чтобы его представители смогли начать работу в Аджарии, в противном случае, президент пригрозил возобновлением экономических санкций.


По условиям соглашения, которое было достигнуто между президентом Саакашвили и лидером автономии Асланом Абашидзе 18 марта в Батуми, были назначены двое представителей президента в автономии, которым было поручено вести контроль работы Батумского порта и Сарпской таможни (грузино-турецкая граница).


Данное соглашение хотя бы на время ослабило напряжение между центральными властями страны и региональным руководством, которое возникло после того, как сотни вооруженных сторонников лидера Аджарии не впустили президента Саакашвили на территорию автономии.


«Соглашение достигнуто, и оно должно быть выполнено. В противном случае, мне кажется, что все уже увидели, что центральные власти могут принимать адекватные, но меры для урегулирования проблем», — заявил журналистам президент Саакашвили.


Со своей стороны, Аслан Абашидзе заявляет, что хочет назначить своих представителей в Потийском порту и на таможне в Вале (Южная Грузия), но центральные власти называют это требование «смехотворным».


«Абашидзе не должен разговаривать с нами таким образом. Смехотворно, когда он говорит о назначении своих представителей… Он не должен сравнивать себя с президентом Грузии. Он является главой лишь автономной республики», — заявил премьер-министр Зураб Жвания 22 марта, комментируя требование Аслана Абашидзе.


В Грузии два действующих порта — в Батуми (Аджария) и Поти, и два КПП на границе с Турцией — Сарпи в Аджарии и в Вале (Южная Грузия). Батумский порт и Сарпская таможня являются двумя основными источниками привлечения сумм в автономную республику, и эти точки не контролируются центральными властями страны. Саакашвили желает установить контроль центральных властей именно над этими двумя стратегическими объектами с целью полного мониторинга мобилизации средств с этих объектов в центральный бюджет Грузии.


Аналитики считают, что режим Абашидзе, который часто отказывался платить налоги в центральный бюджет страны, в значительной степени зависит от доходов с этих источников.


Кроме вышеназванных, Абашидзе предъявил центральным властям и другие требования. Он требует от Тбилиси снятия ареста с банковских счетов Морского банка Грузии, зарегистрированного в Батуми. Все свои финансовые операции власти Аджарии проводили через МБГ. Генеральная прокуратура Грузии заморозила счета Морского банка после того, как банку были предъявлены обвинения в отмывании денег.


По условиям соглашения от 18 марта между центральными и региональными властями, Аслан Абашидзе согласился отменить чрезвычайное положение на территории автономии, способствовать проведению свободных и справедливых парламентских выборов в Аджарии, освободить политических заключенных и разоружить вооруженные формирования.


Но, чрезвычайное положение все равно остается в силе до сих пор, и пока нет никаких подтверждений от независимых источников из региона, что начато разоружение незаконных вооруженных группировок.


Политические обозреватели, оценившие соглашение между Саакашвили и Абашидзе как «временное перемирие», заявляют, что напряженность в Аджарии вновь может обостриться после проведения парламентских выборов 28 марта.


Отказ Центральной избирательной комиссии Грузии в связи с продлением срока предварительной регистрации избирателей в Аджарии на несколько дней, как этого требовали представители руководства Аджарии, уже вызвал определенный протест в Батуми.


Председатель ЦИК Грузии Зураб Чиаберашвили отметил, что в случае продления срока регистрации можно было ожидать искусственного «раздувания» списков аджарских избирателей, что, в конечном итоге, способствовало бы фальсификации выборов в регионе.


Первая, серьезная волна словесной войны между Тбилиси и Батуми в средних числах марта переросла в серьезный кризис. По словам политических обозревателей, достигнутое между сторонами 18 марта соглашение не создает прочные гарантии того, что в будущем можно будет избежать аналогичных кризисов.