На территории Аджарии подготовка к парламентским в Грузии протекает на фоне усиления словесного противостояния и взаимных обвинений между лидером автономной республики Аджария Асланом Абашидзе и президентом Грузии Михаилом Саакашвили. В последнее время к этому еще добавилось то, что официальный Тбилиси аннулировал дипломатические паспорта высокодолжностным лицам из руководства Аджарии.
Очередные обвинения стороны начали выдвигать друг другу 24 марта, когда Михаил Саакашвили обвинил Аслана Абашидзе в попытках ввести на территорию автономии групп иностранных наемников, предупредив лидера Аджарии, не допускать таких фактов. За этим заявление Саакашвили последовал протест не только со стороны Абашидзе, но и со стороны правительства Украины.
«Советую Аслану Абашидзе даже не думать о таком. Даже если один иностранец войдет (в Аджарию), который поднимет руку против властей Грузии, в таком случае все это завершится трагически для всех. Я узнаю, даже если войдет хоть один человек», — заявил 24 марта президент Грузии.
Аслан Абашидзе опроверг заявление президента, назвав его «смехотворным», параллельно, обвинив центральные власти Грузии в попытке вторжения на территорию автономии.
«Смехотворно слушать такие обвинения от центральных властей, но мы уже привыкли к таким заявлениям», — заявил Аслан Абашидзе 24 марта в прямом эфире Аджарского телевидения.
24 марта МИД Украины вызвал посла Грузии на Украине Григола Катамадзе, потребовав от него объяснений по поводу заявления Михаила Саакашвили.
«Правительство Украины выражает возмущение и протест по этому поводу», — заявил 24 марта первый заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Ельченко.
За словесными предупреждениями президента последовало и задействование его указа от 18 марта, согласно которому 500 высокодолжностным лицам из руководства Аджарии аннулируются дипломатические паспорта. Указ коснулся также и лидера Аджарии Аслана Абашидзе, его сына, мэра города Батуми Георгия Абашидзе и министра внутренних дел Аджарии Джемала Гогитидзе.
В связи с этим МИД Грузии уже предупредил аккредитованный в Грузии дипломатический корпус.
«Мы знаем, что новый министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили ничего не знала об этом. Она не одобрила бы такое решение», — так прокомментировал Аслан Абашидзе указ президента Грузии. Сама Саломе Зурабишвили воздержалась от комментариев по этому вопросу.
После достижения соглашения между Михаилом Саакашвили и Асланом Абашидзе 18 марта ситуация в Аджарии стала постепенно разряжаться. Одним из обязательств, взятых Асланом Абашидзе на переговорах с президентом было разрешить местной, аджарской оппозиции проведение предвыборной кампании на территории автономии.
По словам лидера местного оппозиционного движения «Наша Аджария» Тамаза Диасамидзе, они (оппозиция) беспрепятственно проводят встречи с местным населением.
«Мы уже встречались с населением Хулойского, Кедского и Шуахевского районов. За последнее время мы не чувствовали никакого давления со стороны местных властей», — заявил Тамаз Диасамидзе.
О предоставлении свободы действия оппозиционным силам заявил и мэр Батуми Георгий Абашидзе (сын Аслана Абашидзе). По его словам, оппозиционные силы свободно могут действовать, и им для этого в Батуми предоставили зал Дома культуры.
Но, до сих пор невыполненным остается условие, которые касалось разоружения сторонников лидера Аджарии. «Процесс изъятия оружия до сих пор не начинался, ни один такой пример пока не зафиксирован», — заявил госминистр Грузии Георгий Хаиндрава на пресс-конференции 24 марта.
«В Батуми вооруженные люди ходят скрытно, их можно заметить в основном по ночам. А так, со стороны населения факты сдачи оружия не были зафиксированы», — заявил «Civil.Ge» представитель оппозиционного движения «Наша Аджария» Тамаз Диасамидзе.
Кроме того, на территории Аджарии не дали возможности начать работу двум представителям президента, которые были назначены после переговоров Саакашвили с Асланом Абашидзе, и которые должны были проводить мониторинг работы Батумского порта и Сарпской таможни (грузино-турецкая граница).
«Несмотря на то, что мы не смогли прийти на место назначения и добыть официальную документацию о работе порта и таможни, но с помощью определенных лиц мы смогли извне провести наблюдение и добыть определенную важную информацию. Таким образом, в Тбилиси мы возвращаемся не с пустыми руками, и президенту представим добытую нами информацию», — заявил представитель президента на Сарпской таможне Давид Ахалаия.