Интервью с депутатом Гигой Бокерия
Проблему лидера автономной республики Аджарии Аслана Абашидзе, которая превратилась в большую головоломку для правительства Михаила Саакашвили, центральные власти страны намереваются решить в кратчайшее время, и как заявляют представители самих властей, «безболезненно в рамках возможностей».
30 апреля корреспондент «Civil.Ge» в связи с этим вопросом беседовал с депутатом Парламента Грузии Гигой Бокерия, который считается приближенным к президенту Михаилу Саакашвили лицом. По словам депутата, отставка Аслана Абашидзе взамен гарантий безопасности будет тем максимальным компромиссом, на которые могут пойти центральные власти Грузии.
«Мы обязаны думать о силовых методах, если все другие ресурсы будут исчерпаны. Мы находимся на грани истощения мирных ресурсов урегулирования кризиса, но, как видите, операция до сих пор не проводилась, и конкретно ничего и не запланировано, но готовность существует», — заявил Гига Бокерия.
Вопрос: Что может быть максимальным компромиссом, на которые могут пойти центральные власти в отношении Аслана Абашидзе?
Ответ: Уход из политики его (Аслан Абашидзе) и очень узкого круга его приближенных, а взамен — предоставление им гарантий безопасности и на отказ от их уголовного преследования — это максимальный компромисс с нашей стороны.
Мы ему предлагаем максимально короткий путь, чтобы прямо уйти из власти, поговорить о тех условиях, чего он просит для себя и для тех людей, которых прихватит за собой.
Второй путь тоже существует, это чтобы в Аджарии были бы назначены досрочные выборы. Он должен обеспечить выполнение Конституционных требований — разоружение, переподчинение всех структур властям, которые как положено, должны подчиняться властям, создание нормальной атмосферы для выборов, прекращение применения террора против политических оппонентов. После этого в Аджарии состоятся выборы местного самоуправления, он проиграет выборы и этим путем все станет на свои места.
В: Существует ли конкретный план, по которому действуют центральные власти в отношении Аджарии?
О: За весь последний период мы были вынуждены растянуть этот процесс исходя из той проблемы, что называется безопасностью наших сограждан. Как известно, проживающие в Аджарии люди являются заложниками в руках властей Аджарии. Операция по освобождению заложников должна пройти так, чтобы максимально была бы обеспечена их безопасность.
Большая часть местного населения Аджарии поддерживает власти страны и лично Михаила Саакашвили. Абашидзе для них (для местного населения) является проблемой, и они требуют от нас, чтобы мы их освободили от этой проблемы, а не наоборот.
Власти проводят принципиальную и последовательную политику. Процесс разрушения «бастиона» Абашидзе продолжается, «верные ему подразделения» покидают его, так как они являются патриотами этой страны. Опасность заключается в том, что Абашидзе отвечает на это репрессиями, что ставит власти Грузии в очень тяжелое положение и вынудит, чтобы ответить силовыми методами. Но мы все делаем для того, чтобы дело не дошло до этого. Подчеркиваю, что если Абашидзе не будет увеличивать в десять раз террор, к чему, к сожалению, он уже готовится, это произойдет само собой, то есть граждане Грузии в Аджарии сами решат эту проблему.
В: Насколько исчерпали власти попытки мирного решения кризиса, и пойдут ли власти на силовое урегулирование проблемы?
О: Мы обязаны думать о силовом решении проблемы, если все другие ресурсы будут исчерпаны. Мы находимся на грани истощения ресурсов мирного решения кризиса, но как видите, операция до сих пор не проводилась, и ничего конкретно не запланировано, но готовность существует.
У нас есть конкретный интерес — на всей территории Грузии юрисдикция должна распространяться эффективно, должны быть защищены права всех граждан, должно прекратиться разрушение территориальной целостности страны, и вооруженный мятежник должен быть наказан. Тем более что мы говорим о том крае Грузии, где 99% населения полностью идентифицирует себя с грузинским государством и над ними засела группа бандитов, которая держит местное население в невыносимых условиях.
К сожалению, совсем другая ситуация в Абхазии и Самачабло («Южная Осетия»), где наш враг и наши ошибки создали почву для этнической ненависти, и часть проживающих там наших сограждан не идентифицирует себя с грузинским государством.
Мы не пойдем на компромисс за счет национальных интересов Грузии. Мы должны быть уверены, что у нас есть силы для решения всех проблем. Применение силы это крайняя необходимость, это само по себе зло, но иногда это необходимое зло.
В: Абашидзе не раз напоминал властям в контексте угрозы существование Карсского договора…
О: Напоминание о существовании Карсского договора абсолютно неадекватно. Международная ценность этого договора заключается в том, что в нем зафиксировано положение границ между Турцией и Арменией. Карсский договор никак не ставит под вопрос территориальную целостность Грузии. Между прочим, министр иностранных дел Турции очень ясно сделал заявление по этому поводу.
То же самое, заявление российской Госдумы было довольно мягче по сравнению с другими заявлениями. Президент России и министр обороны не раз заявляли, что это является внутренним делом Грузии, и они не будут и не смогут вмешиваться во внутренние проблемы. Успешная попытка наших властей заключается в том, что никому не дадим права вмешиваться в наши внутренние дела.
В: В какие сроки планируют власти решить проблему Аслана Абашидзе?
О: О сроках сложно говорить, но на этом этапе время работает против Абашидзе и его банды, продолжается рушение всего фундамента. Но, если эта проблема не будет решена в кратчайшие сроки, тогда время будет работать на Абашидзе. Он попытается усложнить ситуацию в остальной Грузии, наши граждане начнут разочаровываться в новых властях, если мы не сможем решить эту проблему.
Мы не сможем дать ему время, и не сможем сказать нашим аджарским согражданам, что еще два года или один год потерпите местного феодала. Задачей властей является скорейшее и безболезненное решение проблемы Абашидзе в рамках возможностей.