На ультиматум президента Михаила Саакашвили власти Аджарии ответили усилением мер безопасности и давлением на местных оппозиционеров. Не видно никаких признаков того, что местные власти собираются подчиниться требованиям центральных властей.
Согласно условиям ультиматума, предъявленного президентом региональному руководству 2 мая в связи с взрывом на административных границах автономии, Аслан Абашидзе до 12 мая должен разоружить незаконные вооруженные группировки и обеспечить соблюдение Конституции Грузии в Аджарии.
По информации Министерства безопасности Грузии, взрывы на мостах организовал русский генерал Неткачев. Заместитель министра безопасности Гиги Угулава на брифинге 3 мая заявил, что Неткачев с 1999 года является советником Аслана Абашидзе по военным вопросам.
«Если его (Неткачева) участие подтвердится в террористических актах, имею в виду взрыв мостов, против Неткачева, который является гражданином России, будет возбуждено уголовное дело», — заявил Гиги Угулава 3 мая на брифинге.
Премьер-министр Грузии Зураб Жвания 3 мая заявил, что на реконструкцию моста через реку Чолоки потребуется 3,7 миллионов лари (около 1,85 долларов).
В то же время, все более возрастает возмущение международного сообщества в связи с событиями в Аджарии, так как с каждым днем все более уменьшаются надежды на мирное урегулирование кризиса. Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер выразил свое возмущение в связи с ситуацией в Аджарии.
В заявлении от 2 мая Вальтер Швиммер отмечает, что вызывает шок тот факт, что в Грузии взрываются мосты, так как центральные власти и местное руководство потеряли способности к диалогу.
«Я настоятельно призываю обе стороны, президента Грузии Михаила Саакашвили и лидера аджарской автономии Аслана Абашидзе, принять все меры для того, чтобы остановить опасную эскалацию. Мост можно восстановить, но ничего не возвратит к жизни даже одного человека, если он погибнет в результате выстрела», — заявил генеральный секретарь.
2 мая российский МИД опубликовал заявление, которым призывает центральные власти Грузии к воздержанности в отношении Аджарии. «Последние события в Аджарии вызывают серьезные опасения», — сказано в заявлении МИД России.
По заявлению оппонентов лидера Аджарии, 2 мая в Батуми был избит один активист оппозиции, а пятеро активистов — задержаны.
Политические обозреватели опасаются, что Абашидзе не согласится на условия президента Саакашвили. На встрече с премьер-министром Грузии Зурабом Жвания в апреле в Батуми Ааслан Абашидзе уже отказался от разоружения незаконных вооруженных формирований. Взрывы мостов были подтверждением именно того, что Аслан Абашидзе не намерен менять свою позицию по отношению к Тбилиси.
Таким образом, становится почти неизбежным роспуск парламента и правительства автономной республики. Согласно 73 главе Конституции Грузии, президент страны с согласия Парламента «приостанавливает деятельность или распускает представительские органы самоуправления или территориальных единиц, если их деятельность создает угрозу суверенитету и территориальной целостности страны, или соблюдению Конституции в масштабах всей страны».
Группа представителей нового Парламента Грузии уже начала работу над законопроектом, который определяет новую систему управления автономной республики. Согласно законопроекту, Аджарией, которая сохранит статус автономии, будет руководить парламент и премьер-министр. Премьер-министра выбирает местный парламент, который будет состоять из тех политических партий, которые наберут большинство мандатов.
Законопроект предусматривает также упразднение поста главы автономии. Также будет упразднен и двухпалатный парламент.
Но, досрочные выборы в Аджарии также обречены на провал, так как Абашидзе уже сорвал проведение повторных парламентских выборов в двух избирательных округах автономии, которые были назначены Центральной избирательной комиссией Грузии на 18 апреля, и маловероятно, чтобы он дал свое согласие на проведение в регионе досрочных выборов.
В результате Аслана Абашидзе и его правительство центральные власти объявят нелегитимными. На фоне такого развития событий все пути мирного урегулирования кризиса почти что исчерпаны.