Проект «Конституционного закона Грузии о статусе автономной республики Аджария», предусматривающий разграничение компетенций между Тбилиси и Батуми, в течение одного месяца станет темой широкого общественного обсуждения.
Над усовершенствованием законопроекта, который, по мнению экспертов далек от совершенства, будет работать Организационная комиссия из 16 человек, которая была сформирована согласно специальному постановлению Парламента Грузии от 18 мая.
Комиссия, в которую входят депутаты, представители исполнительных властей и неправительственного сектора, на регулярных встречах, вместе с законопроектом, инициированным со стороны президента, будет обсуждать также все замечания и доводы, которые будут высказаны в связи с данным законопроектом.
«Хорошо, что на этот раз власти не нарушили месячный срок, необходимый для обсуждения и обществу было предоставлено время для дебатов. Как только начнется обсуждение этой темы, уверен, что в законопроекте будет исправлено много изъянов», — сказал «Civil.Ge» член Организационной комиссии, эксперт по юридическим вопросам Давид Усупашвили.
Как известно, в феврале нынешнего года Парламент, таким образом, принял поправки к Конституции и утвердил Кабинет министров, что предложения не были вынесены на всенародное обсуждение.
Согласно подготовленному в Министерстве юстиции законопроекту, первая версия которого значительно отличается от уже опубликованного варианта, роль центральных властей страны резко повышается в управлении автономной республикой. Конституционный закон регулирует права и системы правления автономной республики Аджария.
«В представленной версии элемент централизованного управления преподнесен в избыточном виде», — заявляет Давид Усупашвили.
«Предложенный вариант более похож на временный режим для переходного периода, который не укладывается в стандарты автономности, самоуправления или федерализма», — заявил «Civil.Ge» член комиссии, депутат Парламента Грузии Валерий Гелбахиани. По его словам, «если у этого законопроекта есть претензии на окончательный вариант, поддержать его будет сложно».
Проект предусматривает формирование двухпалатного Верховного совета, который будет избираться прямым путем сроком на четыре года. Нижняя палата — Палата представителей (18 членов) будет избираться по пропорциональной системе (партийные списки), а верхняя палата — Палата республики (12 членов) по мажоритарной системе.
«Удивление вызывает тот факт, что предусматривается формирование двухпалатного парламента, в то время как аналогичная система, введенная в свое время Асланом Абашидзе (бывший глава Аджарии) всегда являлась предметом критики», — сказал «Civil.Ge» член комиссии, депутат Ивлианэ Хаиндрава, являющийся членом республиканской партии, входящей в состав правящей партии. Примечательно, что «республиканцы» подготовили свой вариант законопроекта о разграничении полномочий.
По его же словам, согласно законопроекту, у верхней палаты не будет никаких функций, «потому, что не смогли придумать, чем там они должны заниматься».
«Создается впечатление, что, документ подготовлен ускоренными темпами, и авторы даже не успели перечитать его, так как с юридической и смысловой точки зрения он не выдерживает никакой критики», — говорит Хаиндрава.
В проекте правам президента страны в отношении исполнительной и законодательной власти автономии посвящены две главы. У президента есть право на роспуск Верховного совета и Совета министров Аджарии, он представляет кандидатуру председателя Совета министров на утверждение, а также у него, как у президента Грузии, есть право на упразднение законодательных актов, принятых местными властями и т.д. Проект также предусматривает введение института полномочного представителя президента, который будет функционировать параллельно местным аджарским структурам и будет заниматься также и контролем этих структур.
«Местные власти не должны быть в постоянном страхе возможного роспуска, и в неопределенности, к региону, народу и избранным им властям необходимо выказать больше доверия. Стереотип Абашидзе не должен вынудить нас на шаг, который не оправдан в правовом смысле», — заявил «Civil.Ge» Ивлианэ Хаиндрава.
Согласно законопроекту, создание министерств допускается лишь в сферах охраны общественного порядка, экономики, здравоохранения и социальной защиты, образования и сельского хозяйства, руководители которых могут быть назначены, фактически, согласно директивам от тбилисских министров. В сферах обороны и безопасности автономии не предоставляются никакие функции.
«На территории автономии разрешается существование лишь таких вооруженных формирований, которые находятся в подчинении соответствующего центрального органа Грузии», — говорится в проекте закона.
Кроме того, проект упорядочивает бюджетные, налоговые и имущественные вопросы автономии.
Ивлианэ Хаиндрава не разделяет пафос Конституционного закона, который включает в себе множество запретных норм. Он также выражает недовольство по отношению к властям, которые, несмотря на надежды «республиканцев», не заинтересовались их вариантом проекта, в котором «дается значительно лучшее определение» разграничению полномочий между Тбилиси и Батуми.
«Республиканская партия подготовила законопроект, направления которого более приемлемы для меня. В нем значительно четче выражена суть автономии и конкретные функции, которые должны осуществляться в автономном режиме. Также лучше организовано функционирование демократических институтов на месте», — отметил в беседе с «Civil.Ge» Давид Усупашвили.
Республиканцы намереваются представить Организационной комиссии свой законопроект, который основывается на принципах парламентской республики.
«Надеюсь, что при сотрудничестве в комиссии мы сможем представить Парламенту более совершенный и приемлемый законопроект», — сказал Ивлианэ Хаиндрава.
Совет Европы, одной из рекомендаций которого было произвести разграничение полномочий между Тбилиси и Батуми, приветствует начало работы над этим вопросом. Венецианская комиссия, являющаяся структурной частью Совета Европы и работающая над конституционными вопросами, «выражает готовность помочь Грузии в вопросе определения статуса автономной республики Аджария». Об этом корреспонденту «Civil.Ge» заявил генеральный секретарь Венецианской комиссии Джани Букикио.
«Мы, как составляющая часть организации, обязаны учитывать компетентные рекомендации Венецианской комиссии, представленные ею в связи с конституционными изменениями», — заявил «Civil.Ge» председатель Конституционного суда Грузии Джони Хецуриани.
По оценке председателя единственной оппозиционной парламентской фракции «Правая оппозиция — Промышленники, Новые» Давида Гамкрелидзе, представленный законопроект «О статусе Аджарии» является «имитацией автономии». Гамкрелидзе и члены его команды вновь ставят на повестку дня вопрос об упразднении аджарской автономии и выступают с идеей проведения плебисцита.
«Мы категорически против проведения плебисцита. Если мы поставим этот вопрос в Аджарии, тогда под каким аргументом можем мы отказать Цхинвальскому региону (Южная Осетия), и другим отдельным регионам Южной Грузии в связи с поведением плебисцита на аналогичную тему», — заявляет Давид Усупашвили.
«Необходим осторожный подход к вопросу автономности Аджарии и определения ее статуса, так как впереди еще урегулирование проблем с другими автономиями», — заявил «Civil.Ge» генеральный секретарь Венецианской комиссии Джани Букикио.