Site icon Civil.ge

Третий сектор продолжит оппонировать с властями с новым импульсом

Встреча представителей третьего сектора с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, прошедшая 6 июля, оказалась достаточно своевременной на фоне возрастающей критики, которая в последнее время звучит со стороны правозащитников в отношении властей страны.


Инициатива встречи, в которой приняли участие представители около 30 неправительственных организаций и фондов, исходила от президента. Присутствовавшие на встрече с успехом использовали эту инициативу президента для демонстрации своих претензий. В накладе не остался и сам президент, выразивший определенные замечания и соображения по поводу, как он сам выразился, «кризиса», существующего в настоящее время в неправительственном секторе.


На встрече присутствовал также и юрист Давид Усупашвили, который сообщил корреспонденту «Civil.Ge», что основные претензии неправительственного сектора к властям относятся к строительству демократических институтов, чего не происходит или же ведется в неправильном направлении; Парламент не стоит на своем уровне, что является виной не депутатов, а руководства, которые требуют покорности от членов большинства; Также критику заслуживают и проблемы ограничения политической конкуренции, верховенства закона, независимости судебной системы. По словам Усупашвили, «факты политического давления все более учащаются».


Особое возмущение со стороны гражданского сектора высказывается в связи с фактами нарушения прав человека, в которых основное место занимают насилие и преувеличение служебных полномочий со стороны полиции.


«На самом деле не ожидали, что и в условиях нынешних властей были бы основания для беспокойства и сожалений в связи с положением прав человека. Сегодня полиция не действует лучше, чем до революции, а в некоторых случаях — даже более цинично», — сказал в беседе с корреспондентом «Civil.Ge» представитель организации Институт свободы Созар Субелиани.


По его словам, факты нарушения прав человека ненамного меньше, чем это было при режиме Шеварднадзе, «но, не во всех сферах, в тех же сферах обороны, религиозного экстремизма, свободы слова и по некоторым другим направлениям положение значительно лучше».


Примечательно, что на встрече президент дал слово, что на должность Народного защитника, которая почти на протяжении целого года оставалась вакантной, будет представлена кандидатура именно Созара Субелиани. Данное предложение президента было встречено с одобрением участниками встречи.


«В первую очередь, необходимо восстановить доверие население к офису омбудсмена, что должно быть достигнуто выражением принципиальных позиций и адекватным реагироваием на все конкретные факты», — заявляет будущий народный защитник Созар Субелиани, которого, как ожидается, Парламент утвердит без особых проблем.


Офис омбудсмена обладает эффективными законодательными рычагами реагирования на факты нарушения прав человека, реальное задействование которых будет способствовать исправлению ситуации в этом направлении. Существующий на сегодня вакуум в офисе омбудсмена явно отражается на положение в сфере защиты прав человека.


«То, что омбудсмен не назначен на протяжении этого времени, это само собой свидетельсвтует о «приоритетности» прав человека в сегодняшних властях», — заявляет Усупашвили.


Примечательно, что за несколько дней до встречи президента с представителями неправительственного сектора, 1 июля отряд специального назначения МВД Грузии разогнал участников мирной акции протеста в центре Тбилиси, в результате чего, несколько человек получили увечья различной степени.


«Мы не допустим беспорядки и перекрытие дорог, но применение чрезмерной силы со стороны полиции тоже абсолютно не допустимо. Я уже предупредил в связи с этим министра внутренних дел», — заявил Михаил Саакашвили.


«Такая позиция президента указывает на то, что справедливая критика со стороны общественности не останется без реакции», — отметил Созар Субелиани в беседе с «Civil.Ge».


Как заявил «Civil.Ge» юрист Давид Усупашвили, президент ограничился общим комментарием по поводу нарушения прав человека со стороны силовиков и выразил надежду, что данная проблема будет решена путем реформы полиции, «что не оказалось удовлетворительным ответом для нас».


Выслушивать замечания пришлось и представителям неправительственного сектора. По словам президента, неправительственные организации должны претерпеть трансформацию в связи с адаптацией с новой реальностью. Он также отметил, что третий сектор полностью должен объять Грузию и внести вклад во все регионы в развитие неохваченного ими гражданского сектора.


«Неправительственный сектор, с которым у меня всегда были прекрасные взаимоотношения, должен пересмотреть сферу своих интересов и продолжить работу с новым импульсом», — заявил на встрече президент.


По его словам, утечка кадров из неправительственных организаций в государственные структуры породила «определенный кризис» в третьем секторе.


О том, что в постреволюционный период неправительственный сектор столкнулся с определенными проблемами, очевидно, что и президент и представители неправительственного сектора обсуждают открыто, причиной чего являются несколько объективных факторов. Первое то, что большая часть неправительственного сектора сама участвовала в ноябрьской революции 2003 года и открыто поддерживала находящихся тогда в оппозиции представителей нынешних властей.


«Главой проблемой неправительственного сектора является то, что они потеряли Саакашвили, как оппозиционера и получили в его лице президента. Пока оппозиция не станет сильной, эффективность деятельности неправительственного сектора всегда будет низкой, что, по моему мнению является фактором времени, и скоро уладится», — сказал «Civil.Ge» Давид Усупашвили.


На встрече президента и представителей негосударственного сектора 6 июля было решено, что аналогичные встреч будут проводиться регулярно.


«С этой встречи никто ничего конкретного не ожидал, она несла такую нагрузку, что по тем вопросам, которые волнуют неправительственные организации и общественность, мы ожидаем конкретных ответов и действий со стороны властей, и лично со стороны президента. А суть соглашения состоит в том, что по отдельным проблематичным вопросам формат диалога продолжится и в дальнейшем», — сказал «Civil.Ge» Давид Усупашвили.