Грузинских журналистов все еще удерживают во Владикавказе
Около Казбеги (районный центр на Севере Грузии) уже четвертый день несколько сот человек ждут разрешения перейти через российско-грузинскую границу. Как известно, власти России ужесточили меры безопасности на границах Северной Осетии после того, как в городе Беслан произошел теракт с захватом сотен заложников, за чем последовали трагические события, завершившиеся гибелью сотен заложников.
Параллельно перекрытию границы до сих пор остаются в заключении во Владикавказе члены съемочной группы грузинской телекомпании «Рустави-2», которые освещали трагические события вокруг №1 школы города Беслан.
Граница была перекрыта по приказу российских властей сразу после захвата заложников в бесланской школе.
«Мы израсходовали все деньги. В автобусах много больных пассажиров, послали бы к нам хоть врача. Мы очень переживаем произошедший в Беслане теракт», — заявили 6 сентября в интервью грузинскому телевидению направляющиеся в сторону Северной Осетии граждане Азербайджана.
По информации североосетинской пограничной службы, в течение 4-5 сентября 320 лицам не была дана возможность пересечь границу на контрольно-пропускных пунктах Верхний Ларс и Нижний Заромаг на российско-грузинской границе.
«Граница перекрыта с российской стороны и пересечь ее невозможно. Пока не известно, еще сколько времени будет перекрыто движение через границу», — заявил «Civil.Ge» 6 сентября представитель Департамента по охране Государственной границы Грузии Шалва Лондаридзе.
Приказ о перекрытии границ Северной Осетии издал президент России Владимир Путин, который после трагических событий посетил Беслан.
Президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая на заседании Совета национальной безопасности Грузии, 4 сентября заявил, что он также приказал пограничному ведомству Грузии усилить контроль на границе с Россией.
3 сентября правительство Грузии направило 3 машины «скорой помощи» в Беслан, но они не смогли достичь места назначения из-за того, что граница была перекрыта с российской стороны.
КПП в Казбеги является единственным пунктом на границе России и Грузии, который контролируется властями Грузии. Еще один переход, который связывает Грузию с Северной Осетией — Рокский тоннель расположен на территории самопровозглашенной республики Южная Осетия и контроль со стороны Тбилиси не распространяется на этом КПП.
«У нас нет информации, перекрыт или нет Рокский тоннель, так как пограничный департамент Грузии не контролирует данный участок границы», — сказал «Civil.Ge» 7 сентября Шалва Лондаридзе.
Но, как стало известно «Civil.Ge» 7 сентября из источников, близких к Министерству безопасности Грузии, российские власти перекрыли и Рокский перевал.
Грузинские СМИ распространяют предположения о том, что между терактом в Беслане и самопровозглашенной республикой Южная Осетия может существовать некая связь. Телекомпания «Мзе» сообщила, что будто бы автомобиль, который использовался террористами в Беслане для перемещения, носил опознавательные знаки СРЮО. Хотя, пока официальные источники данную информацию не подтверждают.
Председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе 6 сентября заявила журналистам, что грузинские спецслужбы проверяют сообщения о том, что часть террористов, захвативших 1 сентября в североосетинском городе Беслан заложников, перешла в Северную Осетию из Южной Осетии.
«С точностью ничего не могу утверждать, но грузинские спецслужбы проверяют информацию о возможном переходе боевиков из Южной Осетии в Россию», — заявила сегодня журналистам Нино Бурджанадзе.
В то же время, что суд города Владикавказ присудил предварительное заключение журналистам грузинской телекомпании «Рустави-2» — корреспонденту Нане Лежава и оператору Левану Тетвадзе, которые были задержаны правоохранительными органами в городе Беслан в Северной Осетии, откуда журналисты вели репортаж с трагических событий, произошедших в этом городе. Правоохранители Северной Осетии не разрешили представителям телекомпании «Рустави-2» и посольства Грузии в России посетить Лежава и Тетвадзе на месте заключения.
Задержанные обвиняются российскими правоохранительными органами в незаконном пересечении российской границы. Правоохранительные структуры Северной Осетии заявляют, что у Наны Лежава и Левана Тетвадзе не было российских виз в паспортах, а также не было и специальной аккредитации в МИДе России, которая предусмотрена для иностранных журналистов.
Но, «Рустави-2» заявляет, что Нане Лежава и Левану Тетвадзе не нужны были российские визы для въезда в Северную Осетию, так как у них есть удостоверения личности, выданные администрацией Казбегского района. По двустороннему соглашению, жителям Казбегского района, как приграничного с Россией района, российские визы не нужны для въезда на территорию России.
6 сентября группа грузинских журналистов провела акцию протеста около здания Посольства РФ в Грузии с требованием немедленно освободить из заключения Нану Лежава и Левана Тетвадзе. «Рустави-2» заявляет, что журналисты были задержаны в Беслане из-за того, что они занимались своей «профессиональной деятельностью». «У них были все документы для пересечения границы и для освещения событий», — говорится в заявлении грузинской телекомпании.
В то же время, президент Грузии Михаил Саакашвили направил письмо своему российскому коллеге Владимиру Путину, в котором просит Путина взять на личный контроль вопрос о задержании грузинских журналистов и попросил его освободить журналистов из заключения.
Депутаты из правительственной фракции «Национальное движение — демократы» намерены направить письмо депутатам российской Государственной думы, в котором параллельно выражению соболезнования в связи с произошедшими в Беслане трагическими событиями попросят российских депутатов оказать помощь в освобождении грузинских журналистов, задержанных в Северной Осетии правоохранительными органами.
Посол Российской Федерации в Грузии Владимир Чхиквишвили 6 сентября заявил журналистам, что МИД России активно рассматривает вопрос о задержании грузинских журналистов. Посол выразил надежду, что инцидент «будет решен положительно».