На фоне возрастающего возмущения со правозащитных организаций в связи с ситуацией в камерах предварительного заключения, министр внутренних дел Грузии Ираклий Окруашвили и генеральный прокурор Зураб Адеишвили заявляют, что отныне приоритетом их деятельности станет борьба против участившихся фактов нарушения прав человека в правоохранительных структурах.
С этой целью в офисе Народного защитника будут созданы группы по мониторингу, которые перманентно будут контролировать действия правоохранительных органов. По информации генерального прокурора Зураба Адеишвили, в прокуратуре уже возбуждено 14 дел по фактам пыток, унизительного обращения и подкладывания наркотиков.
«На первом этапе приоритетом силовиков была борьба с коррупцией и конфискация незаконно присвоенного имущества, теперь мы начнем уделять особое внимание правам человека», — заявил на брифинге 18 октября Зураб Адеишвили.
Вопрос о создании группы по мониторингу с целью контроля действий правоохранительных органов в камерах предварительного заключения был поставлен на повестку после встречи президента Михаила Саакашвили 11 октября с представителями правозащитных неправительственных организаций, после того, как стали известны возмутительные статистические данные о фактах о пытках в стране.
По данным «Института свободы», после «розовой революции» возросло число фактов пыток со стороны правоохранительных структур.
«По данным последних 11 месяцев, число тех лиц, которые пожелали заявить о фактах пыток и избиения, достигло 558 человек, в их число не входят те, кто молчат из опасений», — заявила «Civil.Ge» представитель «Института свободы» Теа Тутберидзе.
«Особая обстановка в этой связи в регионах, где не удается контролировать ситуацию. Участились случай физического давления не на подозреваемых, а факты избиения свидетелей, в том числе и со стороны прокурора. У нас есть факты, подтверждающие это», — говорит Теа Тутберидзе.
К фактам избиения и давления добавляется и подбрасывание ложных улик лицам, которых хотят задержать, будь то наркотические вещества или оружие. В этой связи особенно примечательным является факт ареста бывшего командира грузинского миротворческого батальона в Цхинвальском регионе (Южная Грузия).
Правоохранители задержали его 13 октября по обвинению в незаконном хранении оружия. Супруга Кебадзе утверждала, что оружие было подложено сотрудниками правохранительных органов во время обыска. Позже суд присудил ему предварительное заключение, но, 17 октября, Кебадзе освободили неожиданно и дело против него было закрыто. Министерство безопасности заявляло, что существовали подозрения, будто Кебадзе разгласил государственную тайну, но дело по этому обвинению возбудить не удалось из-за отсутствия вещественных доказательств. Если у Кебадзе в доме на самом деле было обнаружено незарегистрированное оружие, тогда остается непонятным, почему его все-таки освободили.
Из-за увеличения фактов избиения и пыток в камерах предварительного заключения за последнее время свое возмущение выразила также и председатель парламентского Комитета по правам человека Елене Тевдорадзе.
По ее словам, будет хорошо, если во всех 17 камерах предварительного заключения в масштабах Грузии будут работать группы мониторинга, которые будут укомплектованы, в основном, представителями неправительственных организаций.
«В стране должен быть допущен такой прецедент, т.е. правоохранители должны знать, что их действия контролируют и в случае нарушения прав человека сами будут отвечать за это», — заявила «Civil.Ge» Елене Тевдорадзе.
Члены групп по мониторингу будут сообщать свои выводы по наблюдению в камерах предварительного заключения Народному защитнику Грузии, а в случае фиксирования случаев пыток, должен быть поставлен вопрос об ответственности сотрудников правоохранительных органов. «Должен быть создан такой прецедент, чтобы кто бы не нарушал права человека, должен ответить за это», — заявляет Народный защитник Созар Субари.