Site icon Civil.ge

Итоговый доклад президента Грузии Михаила Саакашвили за 2004 год

Сегодня последний день, когда мы можем обсуждать глобальные политические вопросы. Двумя словами я подведу итоги главным моментам нынешнего года.


Я думаю, что в этом году, впервые после обретения независимости, Грузия начала формироваться, как государство.


У государства есть несколько атрибутов. Впервые в нынешнем году в Грузии появился государственный аппарат, который служит не частным интересам, а народу и обществу. Это измеряется очень просто. Раньше государство не платило своим служащим такую зарплату, чтобы они не заботились о набивании своих карманов. Офицер получал 50 лари, полицейский — 60. От солдата с 50-ларовым окладом не потребуешь жертвовать собой ради государства. Не потребуешь и у полицейского с 50-даровой зарплатой, чтобы он не брал взяток (в то время, когда и эти 50 лари не получал). Не спросишь у таможенника с зарплатой в сто лари, чтобы ежедневно ходил на работу и не клал (чужие) деньги в карман. В нынешнем году этим службам мы впервые предоставили такую зарплату, которая превышает те деньги, какие они могли сделать, получая взятки. Заставили их работать для народа и ради интересов общества.


Мы научились уважать государственные символы. У нас не только новый флаг и новый гимн, но и все ученики школ научились петь сова из этого гимна. Народ полюбил гимн.


Вчера я был в Ахалкалаки, где была очень волнующая сцена, как пытались армянские дети, наши граждане исполнить грузинский гимн и как с улыбкой они слушали наш гимн.


Такое раньше невозможно было представить. Это означает, что в Грузии формируется новый государственный менталитет.


Мы серьезно укрепили позиции внутри станы. Аджария была главным событием нынешнего года. Я слышал, как спрашивают — что изменилось в Аджарии? В связи с Аджарией для Грузии в этом году изменилось все.


После обретения независимости (Грузией) Аджария и день не подчинялась юрисдикции центральных властей Грузии, там был собственные вооруженные силы, которые были готовы воевать с Грузией. Эту проблему мы решили без кровопролития. Это было историческим обстоятельством, которое последует за нами на протяжении десятилетий.


Мы резко укрепили свои международные позиции. Еще много лет будет идти спор, что означает для Грузии события в Украине.


Прошлогодняя наша революция ставит нас в особое положение, но она осталась бы как изолированное событие, которое не давало бы нам возможность резко идти вперед, если бы не те события, которые произошли в Украине. В украинской революции очень важным был грузинский фактор, о чем говорят сами лидеры Украины, но, Украина принесла нам геополитическую революцию.


Практически, Грузия уже не находится в изоляции, появилось сильное союзное государство, которое шагает вперед на пути евроинтеграции, и которое является нашим важнейшим сторонником в экономическом и политическом прогрессе.


В тех условиях, когда и Турция начала переговоры о членстве ЕС, практически, границы этой европейской организации очень приближаются к Грузии, что предоставляет нам совсем новые перспективы в международном плане.


Кроме того, авторитет Грузии возрос в целом. Вам известно, что несколько дней назад нашему посольству в Брюсселе передали премию для президента Грузии, что выражается в том, кто повлиял более всего на политику ЕС из лиц, стоящих вне ЕС. Я не хвастаюсь, так как не принимаю это лично к себе. Это касается роли Грузии, функции Грузии, развивающихся в Грузии событий, но с учетом того, насколько мала наша страна, и насколько она была незначительной в международной политике до этого времени.


Говорили нам, что вы карман мира, но, естественно, это не так. Это беспрецедентный случай, что сегодня все говорят о Грузии, говорили о событиях у нас, говорили о событиях в Украине и постоянно Грузия фигурирует на мировой политической карте. Такого не было, без преувеличения, за всю нашу многовековую историю. Это и есть то, чего мы достигли в нынешнем году.


Что будет главным в будущем году для нас? В будущем году мы резко должны активизировать проекты по экономическому возрождению. Мы приступаем к серьезному строительству инфраструктуры. Когда говорим об экономике, экономика не существует без инфраструктуры. Это, в первую очередь, строительство дорог. После обретения независимости в Грузии почти не производится строительство дорог. Мы полностью приведем в порядок дороги внутри Тбилиси, основные дороги в Кутаиси, Зугдиди и в других городах. В будущем году построим большую дорогу Зугдиди-Чхороцку_Цаленджиха-Сенаки, это 91 километровый участок, который откроется 23 ноября.


С будущего года мы приступим к строительству большого проекта дороги Тбилиси-Ахалкалаки-Казах (Карс). Это экономически и политически важнейший проект, потому, что он произведет практически полную интеграцию Джавахети в экономическое пространство Грузии, что очень важно для будущего Грузии.


Мы проведем предварительные работы, чтобы в будущем начать строительство автобана, большой автострады, которая в будущем приведет нас из Тбилиси в Батуми до самой границы. На первом этапе это будет Тбилиси-Хашури. В будущем году начнется подготовка к этому строительству.


В Тбилиси будет новый международный аэропорт, который также откроется 23 ноября. С будущего года почти все крупнейшие авиакомпании будут летать в Тбилиси ежедневно. Когда я пришел к власти, ни одна из крупных компаний не летала сюда, а в будущем году не будет ни одной большой компании, которая не будет летать в Тбилиси. Это означает туризм, это означает торговлю, это означает придание серьезного стимула экономике Грузии.


В будущем году у нас будет в три с половиной раза больше бюджет, чем был в прошлом году.


Мы начали серьезные реформы в сферах полиции, образования, которые в будущем году примут широкий характер. Очень важна и военная реформа. Одним словом, Грузия меняется стремительно. Естественно, ожиданий всегда больше, чем это происходит на самом деле. Но, я не знаю другой страны в мине, которая потерпела бы такие необратимые перемены, как это было в Грузии.


Естественно, накопилось очень много работы. Когда говорим о том, что полицейский, таможенник или сотрудник канцелярии получает высокую зарплату, это не означает, что у пенсионеров стала жизнь лучше. Хотя бы то, что пенсии удваиваются, не решает проблемы. Мы считаем, что нашим окончательным успехом будет то, когда пенсионер будет получать жизненный минимум, когда у учителя будет столько же, сколько у полицейского, на это потребуется время, и этого не произойдет в течение 2-3 лет, на это требуется определенная серьезная работа.


В будущем году мы планируем широкомасштабную приватизацию и деньги от приватизации будут вложены в строительство инфраструктуры, а также в структуру обороны и реализацию социальных проектов, которые важны для нашей страны.


Мы приняли очень важный для нас Налоговый кодекс, согласно которому у нас будут самые низкие налоговые ставки на всей территории бывшего Советского Союза и в бассейне Черного моря.


Теперь наш бизнесмен должен научиться использовать это, должны пошевелить руками, никто не вложит кусок в рот, должны научится работать.


Мы даем заказ на форму для Вооруженных сил, Слава Богу, в армии все одеты. Недавно было смешно, когда солдаты бастовали позорно, в какой хорошей американской форме они были одеты. Эта форма американская и турецкая. Сколько раз мы пытались сшить эти формы в Грузии, столько не получилось, пошли они в Турцию и преподнесли нам как свою продукцию.


Должны научиться перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Должны научиться выходить на рынок вина. Сегодня единственная фирма, которая выходит на рынок вина, это GWS, которая блестяще справляется с этим. Ходил я в Европе в гастрономы (с некоторыми из вас вместе) и кроме GWS не представлена ни одна другая фирма.


Мы должны научиться работать лучше с этим Налоговым кодексом. Мы простили людям старые налоги, мы торжественно собираемся уничтожить старую налоговую документацию. Прежнее правительство всех бизнесменов превращало в преступников, говорило им, что держим тебя за уши — не дашь взятку, и не будешь лояльным, когда захочу, тогда уничтожу.


Мы не простили высокодолжностным чиновникам. Амнистия не коснется их, потому, что они создали эту систему коррупции и не думаю, что мы должны были добродушно к ним относиться. Но их жертвы сегодня вернулись в законное пространство. Мы говорим им, что было до сих пор, все закончилось, теперь соблюдай законы, закон стал человечным, который можно соблюдать. Сможешь жить по человечески. Выплаченная тобой сумма будет строить школы, казармы, сделает красивым окружающую среду, сам сможешь увидеть результаты выплаченных тобой налогов.


С одной стороны, не будет таких налогов, чтобы твой бизнес задохнулся. Вот это и есть новый Налоговый кодекс и налоговая амнистия, остальное уже зависит от гибкости нашего общества.


Еще одно, мы начали консолидацию нашего общества. Это не только Аджария, в Грузии все должны почувствовать, что Грузия их родина.


Вчера я побывал в Ахалкалаки, главное не то, что я попытался вместе с местными детьми исполнить их танец, главное то, что до этого Ахалкалаки был забыт абсолютно. Нас пугали, что там есть различные агрессивные группы, якобы они против грузинского государства, народ настроен по-другому. Мой предшественник приходил туда, собирал в зале актив, предварительно никого не предупреждал, чтобы там не было каких-либо беспорядков, встречался с ними пол часа, чтобы народ не узнал и чтобы не пришли туда, садился и улетал обратно.


Мы предупредили и нас встретили тысячи людей и все видели хорошо, как нас встретили. Все видели, как они волновались, слушая гимн Грузии, все видели, как они уважают флаг Грузии, все видели, и малые дети пытались говорить по-грузински. Это и есть государство, это и есть менталитет, они чувствуют, что они являются частью нашего общего успеха. Впервые появились в лагерях резервистов армянские и азербайджанские резервисты. Само по себе, это уникальное явление.


Из вооруженных сил были демобилизованы офицеры, остававшиеся еще со времен советских баз. Тех, у кого было желание, мы взяли в Вооруженные силы Грузии. Поэтому мы единое государство, мы намереваемся выступить с тем же предложением к осетинам. В последнее время их руководство очень изменилось, дай Бог, чтобы эта тенденция продолжалась и в отношении абхаз, одним словом, процесс консолидации в Грузии необратим, на это потребуется время, потребуется серьезное единство, но мы это сделаем.


Это все, что я мог дать и сказать вам в общих чертах.


Тбилиси, 29 декабря, 2004 г.