Site icon Civil.ge

В ПАСЕ Саакашвили говорил с Европой, а не с сепаратистами








Саакашвили обращается за помошью к Европе
Фото СЕ

Находящийся в Москве с визитом лидер южноосетинского сепаратиского режима Эдуард Кокойты отверг еще не прочитав мирный план Михаила Саакашвили, но Саакашвили обращался к Европе, а не к Кокойты.

Грузия готовит основание для того, чтобы начать реинтеграцию страны при международной поддержке, и как бы это не выглядело удивительным, неповоротливая политика России помогает Саакашвили в этом деле. В то время, когда правительство Грузии готово предложить населению сепаратистских регионов демократические альтернативы, лидеры этих регионов укрепляют в себе имидж московских марионеток.


Предложенная со стороны Тбилиси саакашвилевская широкая автономия Южной Осетии является отказом от прежнего курса (существующего до президентства Саакашвили). Политическая элита Грузии разделяла ту позицию, что Абхазия должна иметь статус автономии (так как Абхазия является единственной родиной абхаз), но Южная Осетия является искусственным, советского времен образованием.


По существующим данным, в настоящее время власти Южной Осетии контролируют около 60% территорий бывшей автономной области Южная Осетия, остальные территории контролирует Тбилиси. Количество населения Южной Осетии составляет 28-30 тысяч. Таким образом, предложение полного самоуправления и представительства в центральных властях (напр., определенные квоты в парламенте, избирательные должности) можно считать и на самом размашистым предложением со стороны Тбилиси.


Но, реальность иная. Саакашвили явно знал, что власти Южной Осетии отвергли бы его предложение, так как Кокойты не имеет никакого стимула, чтобы согласиться на интегрирование в политической жизни Грузии. На вопрос, почему он ни разу не побывал в Тбилиси в то время, когда очень часто посещает Москву, Кокойты в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, «в этом ничего удивительного — я гражданин России, а не Грузии».


Нынешнее руководство Южной Осетии более является кланом, ищущим выгоду, чем свободно избранным руководством, которое выражает стремления своих сограждан. Почему должен потерять Кокойты эту выгоду, которую получает бесплатным импортом товаров из России, а также связи в высших эшелона в Москве, лишь потому, чтобы быть подотчетным перед властями Грузии?


Между прочим, Саакашвили намекнул, что вопрос получения выгоды может стать предметом переговоров, так как, по его словам, Тбилиси рассматривает вопрос создания свободной экономической зоны для Южной Осетии и планы по упрощению процедур пересечения границы. Но, как известно, на границе между Россией и Южной Осетией никаких ограничений нет и в настоящее время, поэтому это не принесет большого облегчения Кокойты.


Место, где Саакашвили озвучил мирные предложения — Парламентская Ассамблея Совета Европы, не был избрано случайно. Если сказать попроще, он закладывает основу подготовке почвы против южноосетинского руководства в Европе, и в то же время, пытается разрушить монополию России, существующую в смысле влияния на ситуацию в Южной Осетии.


Мирный план по урегулированию конфликта был озвучен открыто и это позже снова еще повторится. Если Южная Осетия и Россия попытаются противостоять этому плану таким образом, что не будут иметь аргументированное обоснование, тогда силовой путь грузинской стороны будет иметь политические оправдание. Но, это может быть лишь кратковременной политической выгодой.


Что касается долгосрочного периода, примечателен тот формат, который предлагается Михаилом Саакашвили международному сообществу. Он призывает к мирному процессу, гарантированному на международном уровне, в котором Совет Европы будет выполнять роль, способствующую миру, ОБСЕ — будет наблюдателем за мирным процессом, Евросоюз — гарантом мира, а США — функции, поддерживающие мир. Что касается России, как заявил Саакашвили. «она будет желаемым и конструктивным партнером».


Очевидно, что ОБСЕ (где Россия играет довольно деструктивную роль) и России отводится явно символическая роль, в то время, как Евросоюз и Совет Европы лидируют в этом отношении.


Фактически, предложения о международной полиции и окончательном объединении армий очень походит на боснийский сценарий, где ЕС сыграл решающую роль.


В настоящее время Евросоюз не готов к таким призывам, но предложение остается на столе и со временем у ЕС может появиться желание рассмотреть его. В настоящее время Грузия старается нанести первый удар по России, пытаясь убедить ЕС заменить наблюдателей ОБСЕ своими наблюдателями на российско-грузинской границе. Если это произойдет, это нанесет еще одну рану администрации Владимира Путина, которая наложила вето на продление мандата миссии ОБСЕ.


Примечательно также, чего более интересным было то, чего Саакашвили не сказал во время выступления на заседании ПАСЕ. Неожиданностью было то, что 26 января он не затронул вопрос Абхазии, особенно на том фоне, когда о мирном плане по Абхазии шли более широкие обсуждения за последние месяцы, чем то было сделано в отношении Южной Осетии.


Саакашвили заявил, что осуществление мирного плана в отношении к Абхазии исключается, так как «абхазская сторона покинула стол переговоров». Он явно не подразумевал лето 2004 года, когда абхазская сторона прекратила переговоры с Тбилиси, так как совсем недавно новоизбранный де-факто президент самопровозглашенной республики Абхазия Сергей Багапш выразил готовность к возобновлению переговоров.


Саакашвили, скорее, имел в виду то, что он желает, чтобы Багапш отказался от сделанного им недавно в Москве заявления, согласно которому, «возвращение перемещенных лиц в Абхазию исключается».


Тбилиси, который, если говорить в общих чертах, приветствовал избрание Багапш лидером Абхазии, был раздражен тем, что Россия урегулировала кризис, в результате же, Сергей Багапш и московская марионетка Рауль Хаджимба поделили власть. Будучи уверенным в том, что отношения между двумя лидерами не так уж и улажены, Тбилиси в ожидании следующего политического кризиса в Абхазии.


Как видно, на этот раз Тбилиси воздержится то активных шагов в отношении Абхазии. Скорее всего, Тбилиси будет ждать того момента, когда обвинения в адрес России о вмешательстве в процесс выборов в Абхазии твердо укореняться на международной арене. Выступая в ПАСЕ, Саакашвили подверг критике Россию за предоставление ею своего гражданства населению Абхазии и Южной Осетии, оценив этот факт, как «нарушение международных обязательств».


«После этого нам говорят (из России): там (в Абхазии и Южной Осетии) наши граждане и у нас есть право иметь там свои войска и направлять туда наших официальных представителей, прямо диктовать, кто, когда и кого должны выбирать они (граждане)», — заявил президент Грузии.


Выступление Саакашвили в ПАСЕ лишь начало в деле укрепления интересов Европы в отношении урегулирования конфликтов в Южной Осетии и Абхазии. Европейские лидеры довольно скептически настроены к своей возможной роли, и на урегулирование вопроса понадобятся время и значительные усилия. Саакашвили надеется, что партнерство с Украиной и поддержка со стороны США в большой мере будут способствовать решению проблемы.


В настоящее время Тбилиси снова стоит перед опасностью очередного вмешательства со стороны России в сепаратиских регионах Грузии. Но, как бы парадоксально не звучало, такое вмешательство лишь усилит позиции Тбилиси в Европе, которая считает, что Россия все дальше и дальше отходит от общепризнанных обязательств.


В таком случае, главное задачей Саакашвили является избежать всяческих осложнений и беспорядков в Южной Осетии и Абхазии. Для достижения этой цели Тбилиси должен утихомирить этнических грузин в этих регионах.


Взаимные похищения последнего времени в Южной Осетии подтвердили, что долгосрочным целям в отношении урегулирования конфликтов угрозу могут создать не только сепаратисты, но и шаги обыкновенных грузин.