Министр иностранных дел России Сергей Лавров, который находится в Грузии с рабочим визитом, 17 февраля, по прибытии в Тбилиси заявил, что переговоры с властями Грузии будут способствовать «прогрессу» в двусторонних отношениях.
18 февраля Сергей Лавров встретится с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, председателем парламента Нино Бурджанадзе и со своей грузинской коллегой Саломе Зурабишвили.
17 февраля, во время визита в Армении, Сергей Лавров заявил в беседе с журналистами, что на переговорах в Тбилиси он предложит властям Грузии конкретные предложения.
«Мы прибыли в Грузию с несколькими конкретными предложениями по рамочному договору, а также по тем обязательствам, которые были взяты обеими сторонами (Грузией и Россией) в связи со сроками вывода российских военных баз из Грузии. Кроме того, у нас есть конкретные предложения о создании совместного (российско-грузинского) антитеррористического центра», — заявил Сергей Лавров журналистам 17 февраля.
«Я прочитал интервью моей (грузинской) коллеги (Саломе Зурабишвили)… У нее два, или три конкретных предложения, которые, по ее мнению, в определенной степени будут способствовать нам в достижении соглашения. Я считаю, что это признак того, что Грузия серьезно подходит к завтрашним переговорам», — заявил Лавров.
Он имел в виду интервью Саломе Зурабишвили, которое было опубликовано агентством «Интерфакс» 17 февраля, и в котором глава грузинского внешнеполитического ведомства озвучила позиции грузинской стороны накануне визита Сергея Лаврова в Тбилиси.
«Он (план) включает несколько конкретных шагов, обсудить которые можно будет в течение последующих трех месяцев. А, в мае наш президент, возможно, поехал бы в Москву на мероприятия по 60-летнему юбилею победы (во Второй мировой войне) и подписал бы рамочный договор… Таким образом, у меня нет пессимистического настроя в связи с двусторонними отношениями», — заявила Саломе Зурабишвили.
В своем интервью Саломе Зурабишвили также попыталась объяснить отказ Тбилиси по поводу внесения в рамочный договор положения, которое запретило бы Грузии размещать на своей территории военные базы третьей страны.
«Вопрос о военных базах относится к политике 20 века, а мы живем в 21-м. Включение этого вопроса в договор символизировало бы наличие неравноправных отношений — таких же, какие были между Грузией и Россией во времена Советского Союза. Мы не хотим включать этот вопрос в новый рамочный договор, поскольку иначе получается, что Россия, как и когда-то Советский Союз, диктует нам, что мы должны делать и как себя вести. Мы за новые добрососедские и равноправные отношения между нашими странами, — заявила Саломе Зурабишвили.
«Еще раз напомню, Грузия не хочет присутствия на своей территории иностранных военных баз. Но это добрая воля грузинского народа, а не навязанная нам позиция других государств», — заявила она.
Саломе Зурабишвили обвинила Россию в использовании политики двойных стандартов, хотя там же отметила, что у нее нет «пессимистических прогнозов» в отношении российско-грузинских взаимоотношений.
«Сегодня мы сталкиваемся с некоторыми техническими трудностями в двусторонних переговорах, поскольку пока нет прогресса на экспертном уровне по ряду вопросов», — заявила Зурабишвили. Она имела в виду прошедшие недавно в Тбилиси переговоры между представителями внешнеполитических ведомств двух стран по рамочному договору между Грузией и Россией и о выводе российских военных баз из Грузии.
По словам Зурабишвили, Грузия находится в «сложном положении», так как, Тбилиси «не может понять, чего требует Россия» от грузинской стороны.
«Мы не понимаем, почему незадолго до визита в Грузию главы российского МИД министр обороны России угрожает нанести превентивные удары по нашей территории для уничтожения якобы находящихся там террористов… Нам приходится сталкиваться с двойственной политикой России. С одной стороны, министр иностранных дел приезжает для того, чтобы обсудить наболевшие вопросы, но с другой — министр обороны фактически напрямую нам угрожает. Это редкое явление в дипломатической практике», — заявила Саломе Зурабишвили.
По ее словам, Грузия «сделала, как минимум, три общих жеста» для доказательства того, что готова к улучшению отношений с Россией.
«Во-первых, президент Грузии Михаил Саакашвили первым протянул руку российскому президенту Владимиру Путину. Во-вторых, Грузия пошла на значительные послабления визового режима с Россией, выдавая российским гражданам визы непосредственно на границе. В-третьих, Грузия предоставила удобные условия для российских компаний в условиях идущей в стране приватизации,. Российские компании не только участвуют в приватизации, но они уже выиграли тендеры на двух важнейших рынках Грузии», — заявила Саломе Зурабишвили.