12 декабря де-факто президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты выступил с инициативой разработки совместного «трехэтапного» плана урегулирования конфликта в Южной Осетии. Согласно этому варианту, в подготовке мирной программы по урегулированию грузино-осетинского конфликта ведущая роль возлагается на Смешанную контрольную комиссию (СКК), в которой представлены грузинская, южноосетинская, российская и североосетинская стороны. Кроме того, озвученный Эдуардом Кокойты «трехэтапный» план, который является аналогичным последних мирных инициатив Тбилиси, должен быть разработан сторонами, участвующими в урегулировании конфликта.
«Поскольку планы по грузино-осетинскому урегулированию, выдвигаемые в одностороннем порядке, не дают положительных результатов, полагаю необходимым приступить к совместной разработке грузино-осетинской программы последующих шагов по справедливому урегулированию конфликта», — говорится в заявлении Эдуарда Кокойты, которое он направил обращение президентам России и Грузии – Владимиру Путину и Михаилу Саакашвили, а также лидерам стран членов ОБСЕ.
Это заявление оказалось для Тбилиси «неожиданным».
«Мы получили неожиданное письмо от де-факто руководителя Цхинвальского региона Эдуарда Кокойты, который обращается к президентам Грузии, России и стран, членов ОБСЕ с инициативой, чтобы начать совместную работу над мирным планом. Для нас особенно важно, что основные положения (предложения Цхинвали) разделяют тот мирный план, который был представлен президентом Саакашвили в 2004 году на Генеральной Ассамблее ООН, а после того был представлен в Постоянном совете ОБСЕ и в конечном итоге, был поддержан на Министериале ОБСЕ в Любляне на прошлой неделе», — заявил 13 декабря на специальном брифинге премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели.
Это заявление Эдуард Кокойты распространил в то время, когда в Цхинвали находился сопредседатель СКК с российской стороны, посол по особым поручениям МИДа РФ Валерий Кеняйкин. Российский дипломат прибыл в Тбилиси 8 декабря с целью участия в заседании СКК в Цхинвали, но заседание не состоялось, так как, представители грузинской стороны заявили, что не были заранее проинформированы о подготовке заседания.
Валерий Кеняйкин уже приветствовал предложение Эдуарда Кокойты о разработке совместного «трехэтапного» плана с целью урегулирования конфликта, и назвал эту инициативу «новым подходом».
«Политическое руководство Южной Осетии представило новый подход урегулирования конфликта, суть которого состоит в том, что необходимо отложить в сторону практику одностороннего движения в процессе урегулирования конфликта и начать разработку совместной грузино-осетинской программы с целью урегулирования конфликта», — заявил Валерий Кеняйкин в интервью грузинской телекомпании «Мзе».
Де-факто лидер Южной Осетии выступает с инициативой создания рабочей группы в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию конфликта до 1 февраля 2006 года, которая разработает координированный вариант мирной программы.
Не позднее 15 февраля 2006 года Кокойты предлагает начать работу над программой с участием полномочных представителей сторон в формате СКК, а к 1 марта чтобы рабочая группа представила СКК уже подготовленный вариант программы с целью окончательного одобрения.
Озвученные Эдуардом Кокойты все три этапа полностью совпадают с предложениями Тбилиси. В частности, на первом этапе необходимо произвести демилитаризацию зоны конфликта, восстановление доверия и гарантий безопасности; второй этап – социально-экономическая реабилитация и третий этап – политическое урегулирование конфликта.
Значительное расхождение в соображениях Цхинвали и Тбилиси выявляется в отношении к СКК. В то время, когда грузинская сторона требует расширения формата СКК путем подключения к комиссии полномочных представителей США, ЕС и ОБСЕ, Цхинвали настаивает на сохранении существующего формата, его усилении и предоставлении ему новых функций.
Кокойты также считает, что также в рамках СКК необходимо проводить встречи руководителей правоохранительных органов с целью координации действий в зоне конфликта.
Кроме того, де-факто президент считает необходимым создание неформальной структуры с целью способствования работе СКК, в которую войдут законодатели, работающие над вопросом урегулирования конфликта. Кокойты также говорит о необходимости проведения встречи между (грузинскими и осетинскими) депутатами, представителями общественных организаций и интеллигенции.
Де-факто лидер Южной Осетии также заявляет, что необходимо начать разработку концепции по созданию зоны экономического благоприятствования, которая может объять Алагирьский район Северной Осетии, Южную Осетию полностью и Горский район (Центральная Грузия).
В контексте второй фазы мирного плана Эдуард Кокойты также говорит о создании соответствующих условий для реализации экономических проектов в зоне конфликта, финансируемых Еврокомиссией и ОБСЕ.
Эдуард Кокойты также требует политико-правовой оценки событий 1989-92 гг. И августа 2004 года; выработки грузинской стороной, с учетом международных норм, и принятие ею закона о реституции; взятие сторонами обязательства перед международным сообществом не наращивать свой наступательный потенциал и не использовать вооруженные силы в зоне конфликта.
Но, описывая этап политического урегулирования конфликта, Кокойты ничего не говорит о будущем статусе самопровозглашенной республики.
Де-факто лидер СРЮО еще раз повторил в своем обращении от 12 декабря инициативу, озвученную на заседании СКК в Любляне 15-16 ноября, о проведении встречи на высшем уровне между Путиным и Саакашвили с участием Кокойты, и заявляет, что «совместная программа (по урегулированию конфликта) могла бы стать основой для обсуждения в ходе встречи высших политических руководителей сторон, участвующих в урегулировании конфликта».