Президент Грузии Михаил Саакашвили 23 января говорил о «положительных сторонах» сотрудничества с Россией, что, очевидно, было попыткой ослабления крайне резкой критики в адрес Москвы, прозвучавшей с его стороны после произошедших на Северном Кавказе взрывов на двух газопроводах и высоковольтной ЛЭП, соединяющих Россию и Грузию.
Михаил Саакашвили выступил с речью на церемонии открытия двух новых газотурбин на ТЭС в Гардабани (Юго-восточная Грузия, недалеко от Тбилиси). На закупку этих газотурбин российский «Внешторгбанк» выделил 40 миллионов американских долларов.
«Я думаю, что это хороший пример сотрудничества; То, что произошло вчера (взрывы на газопроводах и высоковольтной ЛЭП) – это плохой пример отношений между странами. То, что происходит сегодня, это является хорошим примером грузино-американо-российского сотрудничества. Мы всегда открыты для такого хорошего сотрудничества и надеемся, что плохих примеров уже не будет», — заявил Михаил Саакашвили на церемонии.
Некоторые грузинские политические обозреватели заявляют, что первоначальная жесткая позиция президента Грузии оправдана с целью привлечения больше внимания со стороны международного сообщества к возникшему кризису. Но, некоторые обозреватели считают, что выдвижение обвинений напрямую в адрес российского руководства была неординарной реакцией со стороны грузинских властей, так как репутация России и без того пострадала из-за этих взрывов.
«Не думаю, чтобы эти взрывы входили в интересы властей России, так как, то, что произошло, было ударом по репутации России. Но, возможно, в России существуют определенные круги, в основном, приближенные к военному истеблишменту, которые действуют наперекор интересам России и не исключаю, что именно эти силы стояли за этими инцидентами (взрывами на Северном Кавказе)», — заявил «Civil.Ge» политический обозреватель Арчил Гегешидзе.
22 января министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили заявил, что серия диверсионных актов была совершена российской стороной, чтобы вызвать «имитацию дестабилизации в Грузии» и «усилить недовольство населения страны в отношении властей Грузии».
Но, другой политический обозреватель Шалва Пичхадзе заявляет, что такие действий усиливают «анти-российские настроения» среди грузин и «это никак не входит в интересы России».
«Таким образом, я исключаю, что это входило в интересы российского руководства. Это, скорее всего, было спланировано определенными силами и не нужно забывать, что Москва в полной мере не контролирует ситуацию на Северном Кавказе, и в частности, в республике Северная Осетия, где произошли эти взрывы», — заявил «Civil.Ge» Шалва Пичхадзе.
Аналитики считают, что нынешний кризис должен послужит уроком для властей Грузии.
«Сейчас мы должны понять две вещи: необходимо больше думать об альтернативных источниках энергоснабжения, и особенно, о газопроводе Шах-Дениз (Баку-Тбилиси-Эрзрум), и нужно также забыть о думах, продать магистральный газопровод (Грузии) «Газпрому»», — заявил Пичхадзе.
Произошедшие на Северном Кавказе взрывы грузинская пресса от 23 января связывает, в основном, с возможным решением Парламента Грузии о выводе российских миротворческих сил из Южной Осетии.
«Энерго-война, которую Россия вела путем манипуляций с ценой на газ, перешла в «горячую» фазу после того, как «неизвестные террористы» взорвали газопроводы», — пишет грузинская газета «24 саати», хотя там же отмечает, что этот инцидент произошел после того, как грузинские депутаты четко заявили, что они проголосуют за вывод российских миротворцев из зоны конфликта Южной Осетии.
Газета «Резонанси» также пишет, что с российской стороны «острая реакция была вполне ожидаема» после того, как грузинские депутаты 21 января заявили, что российские миротворцы должны покинуть территорию Южной Осетии.
Российско-грузинские отношения достигнут решающую фазу, как ожидается, в первой половине февраля. Парламентское слушание по деятельности российских миротворцев в Южной Осетии должно пройти 7 февраля. Ожидается, что Парламент поручит правительству начать процедуры по выводу российских миротворцев из этой конфликтной зоны.
Посол РФ в Грузии Владимир Чхиквишвили 23 января заявил, что в результате вывода миротворцев из Южной Осетии напряженность в регионе может усилиться.