Парламент Грузии 15 февраля обсудит вопрос о деятельности российских миротворческих сил в зоне конфликта в Южной Осетии на фоне «резко негативных» оценок и как предполагается, поддержит решение об их выводе из конфликтного региона.
На объединенном заседании парламентских комитетов по обороне и безопасности и по международным делам 13 февраля депутаты грузинского законодательного органа выслушали информацию о ходе миротворческого процесса в Цхинвальском регионе (Южная Осетия) и, дав отрицательную оценку деятельности миротворческих сил в Юной Осетии, рекомендовали Бюро Парламента вынести на пленарное заседание на обсуждение постановление о выводе российских миротворческих сил.
«В достаточно краткое постановление, кроме требования вывести миротворческие силы будет записано также поручение правительству (Грузии), представить в течение одного месяца детальный план вывода миротворцев», — заявил корреспонденту «Civil.Ge» председатель парламентского Комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе.
В соответствии с постановлением Парламента от 11 октября 2005 года, с информацией о выполнении миротворческими силами возложенных на них обязательств депутатов ознакомили государственный министр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава, министр иностранных дел Гела Бежуашвили, министр обороны Ираклий Окруашвили и представитель МВД Грузии.
Георгий Хаиндрава: Российский миротворческий батальон представляет угрозу и оставлять его недопустимо
В своем выступлении на комитетском слушании государственный министр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава акцентировал внимание на выполнение тех правовых решений, которые лежат в основе миротворческой операции в Цхинвальском регионе.
Смешанные силы по поддержанию мира, в состав которых входят грузинский, российский и североосетинский батальоны, были размещены в зоне конфликта в Южной Осетии на основании Сочинского соглашения от 1992 года, а их мандат был определен на основании решения Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию конфликта в 1994 г.
Формат ССПМ для Грузии изначально был проигрышным, так как не было определено, когда должна завершиться миротворческая операция. Практически, следовало, что миротворческий формат был сформирован навечно, так как прекращение этой операции возможно лишь по решению президентов (Грузии и России)», — заявил Георгий Хаиндрава.
ССПМ, которые подчиняются СКК, изначально выполняли функции по установлению мира. Но, когда в 1994 году были приняты документы, определяющие мандат, произошел переход на поддержание мира.
«Это чрезвычайно важно, так как полномочия постепенно от миротворцев должны были перейти к правоохранителям», — заявляет Хаиндрава.
В зоне конфликта разрешено нахождение миротворческих сил и правоохранительных органов. «Таким образом, недопустимо существование де-факто Министерства обороны, пограничных войск и различных вооруженных формирований согласно тем соглашениям, которые мы имеем», — заявляет Хаиндрава.
По его словам, по условиям существующих соглашений, миротворцы обязаны разоружать незаконные вооруженные формирования и не допускать их в зону конфликта, не допускать также какие-либо другие военизированные формирования, тяжелую технику и другое вооружение, вывозить из зоны конфликта обнаруженное вооружение и установление самой зоны конфликта.
«Заявляю с полной ответственностью, что ни одна из этих статей не выполнена. И четким примером этого был (военный) парад 20 сентября в Цхинвали, когда весь мир увидел не только вооруженные формирования, но и тяжелую технику, которая никогда не находилась на территории Грузии», — заявил Хаиндрава.
По словам государственного министра, нарушением является также и принятие командующим ССПМ единоличных решений, подтверждением чего является произошедший 8-11 февраля в зоне конфликта факт, когда на задержание грузинскими правоохранителями трех российских офицеров за нарушение визового режима Кулахметов ответил перемещением 9 единиц бронетехники и «акцией запугивания».
«А ведь, по существующим соглашениям, Кулахметов не имеет право принимать решения без информирования СКК и (других миротворческих) батальонов», — заявил Георгий Хаиндрава.
По его словам, российские миротворцы не выполнили задачи, поставленные их мандатом и другими соглашениями, «особенно очевидным является невыполнение функций по демилитаризации (зоны конфликта)».
По заявлению государственного министра, из 11 решений по демилитаризации не выполнено ни одно из них, и все решения были нарушены.
«Проводится целенаправленная политика для недопущения демилитаризации, наоборот, за последние два года произведена милитаризация невиданных масштабов на территории Цхинвальского региона, где, практически, мы получили железный кулак», — отметил Госминистр.
По его словам, основным источником пополнения незаконным оружием региона является Рокский тоннель (южноосетинский участок российско-грузинской границы, не контролируется властями Грузии).
«Нарушена основная функция, в связи с чем и было принято решение осуществить миротворческую операцию… В регионе не происходит разоружение незаконных вооруженных формирований, и они не выводятся из зоны конфликта» – сказал Хаиндрава.
По его информации, в зоне конфликта 18 раз проводились незаконные военные учения российским генералом Анатолием Баранкевичем, который является де-факто министром обороны СРЮО.
Как заявил Георгий Хаиндрава, также нарушена основная характеристика миротворцев – нейтралитет. «После того, как в регионе незаконно была проведена паспортизация, мы получили ситуацию, когда на территории другого государства Россия защищает 40-45 тысяч своих граждан», — заявляет государственный министр.
«Батальон российских миротворческих сил представляет собой угрозу в Грузии, и оставлять их абсолютно недопустимо», — заключил в своем выступлении перед депутатами государственный министр Георгий Хаиндрава.
Гела Бежуашвили: Мы смогли добиться консолидации международного сообщества вокруг мирного плана
Министр иностранных дел Гела Бежуашвили в своем отчете внимание уделил той внешнеполитической активности, которая была осуществлена властями Грузии за последние четыре месяца с целью ознакомления и получения поддержки со стороны международного сообщества в отношении т.н. «дорожной карты» мирного плана по Южной Осетии.
По его словам, мирный план Тбилиси был одобрен ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, Сенатом США. Как заявил глава МИДа Грузии, на прошедшем 5-6 декабря прошлого года Министериале ОБСЕ в Любляне этот мирный план был поддержан и Россией, но позже, Россия резко изменила свою позицию. «С российской стороны последовали действия с целью затягиванию этого мирного плана и дезориентации международного сообщества», — заявил Гела Бежуашвили.
По его словам, очень опасной тенденцией и угрозой применения силы является заявление Москвы в связи с защитой граждан России в Цхинвальском регионе.
«Но, диалог и консультации с Россией должны продолжаться, несмотря на то, какое решение будет принято Парламентом», — отметил министр.
Глава МИДа также заявил, что на запланированном в Вене 20-21 заседании СКК в Вене Тбилиси представит детальный план по демилитаризации зоны конфликта в Южной Осетии и попытается добиться его принятия.
По его словам, если СКК одобрит этот план, который предусматривает конкретные этапы и сроки демилитаризации, существование миротворческих сил в зоне конфликта будет иметь значение для реализации этого плана.
Бежуашвили также заявил, что западные партнеры Грузии призывают к осторожности при решении вопроса о выводе российских миротворческих сил.
«Мы хорошо понимаем, что должны быть осторожными, так как существует множество рисков. Но, я попытался убедить наших иностранных партнеров, что эти риски подчиняются контролю (со стороны властей Грузии)», — заявил Бежуашвили.
Ираклий Окруашвили: Цхинвальский регион превращен в военный лагерь
Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили ознакомил депутатов с данными о незаконных вооружениях, существующих в Цхинвальском регионе, которое, по его словам, было ввезено в зону конфликта из России. Он также рассказал о фактах, которые касаются похищения людей, незаконной торговли оружием и контрабанды.
«За последние два года Цхинвальский регион, фактически, превращен в военный лагерь», — заявил глава Минобороны Грузии.
По его словам, на вооружение в Южной Осетии находится следующее: 26 единиц танков Т-55; 57 единиц БМП-1 и БМП-2, а также БТР-80, вместе 36 единиц; 17 единиц БРДМ; 6 единиц Град БМ-21; самоходные артиллерийские пушки 2С1; Так называемые «Гвоздики» — 8 единиц; Пушки ТК-12 две единицы, Д-22 – 2 единицы, Д-30 – 4 единицы, зенитные установки – ЗУ-23 – 21 единиц, ПЗРК «Игла» и «Стрела» — 19 единиц, а также несколько 60 мм и 120 мм минометов.
По его словам, все это вооружение было передано южноосетинской стороне Россией «официально или неофициально», что является нарушением соглашений.
По словам Окруашвили, южноосетинская сторона может мобилизовать 5500 человек в армию, включая резервистов.
Как заявил министр обороны Грузии, количество личного состава оборонного ведомства самопровозглашенной республики Южная Осетия составляет 2260 человек; де-факто МВД – 1100; комитета безопасности – 100; незаконные вооруженные формирования – 2100 человек.
Министр обороны представил депутатам иллюстрированный материал о тех фортификационных строений и окоп, которые, по его словам, имеются во множестве в зоне конфликта и миротворцы ничего не сделали для их устранения.
По словам Ираклия Окруашвили, североосетинский батальон, который входит в состав ССПМ, полностью укомплектован жителями Южной Осетии, что также является нарушением существующих соглашений.
«Происходит постоянная ротация т.н. североосетинского батальона, в ходе которой, проживающих в Южной Осетии людей увозят во Владикавказ, где их тренируют для продолжения службы в миротворческом батальоне», — заявляет Окруашвили.
На комитетском слушании министр обороны также представил ПЗРК «Стрела», который был приобретен южноосетинскими вооруженными группировками недавно на российской военной базе в Ахалкалаки.
Ираклий Окруашвили обвинил одного из офицеров Штаба ГРВЗ в Тбилиси в незаконное торговле оружием на территории Южной Осетии.
Он также акцентировал внимание на инциденты, произошедшие в течение последних двух лет, которые имели место в зоне конфликта «при участии или непосредственной помощи российских миротворцев». Это касается локальных столкновений и фактов перестрелок, около 60 случаев похищения людей и конкретных случаев, когда была предотвращена контрабанда.
По информации МВД Грузии, существует оперативный материал, который доказывает непосредственное участие российских миротворцев в августовских событиях в 2004 году, как живой силой, так и техникой и разведкой.
«При поддержке миротворцев Цхинвальский регион превратился в криминальный анклав. Имеют место подготовка террористических актов, факты похищения людей, торговли наркотиками, распространения фальшивой валюты и контрабанды», — заявил на комитетском слушании 14 февраля руководитель Аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили.