Парламент Грузии 13 апреля ратифицировал соглашения с Россией о выводе российских военных баз из Грузии и о российском военном транзите через территорию Грузии. Официальные представители властей Грузии заявляют, что, несмотря на то, что военное соглашение о базах должно быть ратифицировано и российским парламентом, эта внутригосударственная процедура не сможет стать препятствием в процессе вывода баз, который должен завершиться к концу 2008 года.
Власти и парламентское большинство приветствовали соглашение и назвали его «Огромным успехом» в то время как оппозиция подвергла резкой критике соглашение, назвав его «бесполезным», в то же время, которое, по словам оппозиции, может принести вред национальной безопасности страны.
Оба соглашения — «Между Российской Федерацией и Грузией об организации транзита военных грузов и персонала по территории Грузии» и «Между Российской Федерацией и Грузией о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории Грузии» были подписаны первым заместителем министра обороны Грузии Мамукой Кудава и командующим российскими Сухопутными войсками Алексеем Масловым 31 марта в Сочи.
Подписанные соглашения для ратификации были представлены на сегодняшнем пленарном заседании Парламента Грузии заместителем министра иностранных дел Мерабом Антадзе.
Парламентское слушание по вопросу о ратификации проходило в отсутствии оппозиционных парламентариев, которые с 31 марта объявили бойкот пленарным заседаниям законодательного органа в знак протеста против проводимой властями политики.
До начала слушания вопроса о ратификации соглашения по базам председатель Парламента Нино Бурджанадзе заявила, что обсуждение вопроса имеет «решающее значение» для законодательного органа и призвала депутатов от оппозиции вернуться в зал заседаний. Но, представители оппозиции, подвергшие критике эти соглашения, выразили свое беспокойство на пресс-конференции, проведенной в этот же день, на которой призвали большинство воздержаться от ратификации этих военных соглашений с Россией.
Оппозиционные законодатели заявляют, что они против того пункта соглашения по базам, в котором говорится, что в ближайший срок должно быть разработано соглашение о создании совместного российско-грузинского антитеррористического центра, в создании которого будут использоваться часть персонала и оснащения российской военной базы в Батуми.
«Мы спрашиваем, для чего необходима легализация подразделения (российского) ГРУ в Батуми, в непосредственной близости со страной – членом НАТО (Турцией), и как все это отразится на национальные интересы Грузии, на стремление страны в НАТО», — заявил представитель Республиканской партии Ивлиане Хаиндрава на пресс-конференции 13 апреля.
«Призываю парламентское большинство воздержаться от ратификации этого, абсолютно бесполезного соглашения, которое власти и парламентское большинство представляют нам, как величайшее достижение, а на самом деле это не так», — заявил лидер «Консерваторов», депутат Коба Давиташвили.
Вопрос о создании совместного антитеррористического центра обсуждался и на парламентских слушаниях. Заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе, представивший соглашения на ратификацию, проигнорировал возмущение оппонентов властей.
В 20 пункте соглашения говорится: «Стороны в ближайшее время завершат работу и подготовят к подписанию Соглашение о создании и функционировании российско-грузинского антитеррористического центра, в соответствии с которым часть личного состава, материально-технических возможностей и инфраструктуры российской военной базы в Батуми будет использована в интересах указанного центра (неофициальный перевод)».
Как заявил депутатам Мераб Антадзе, «обязательство на обсуждение этого вопроса с Россией не означает автоматического создания антитеррористического центра».
«Переговоры по данному вопросу будут продолжены, если этот вопрос будет выдвинут Россией», — заявил Антадзе и добавил, что пока что Россия не проявляет активности в этом вопросе.
Последний пункт соглашения по базам, который касается сроков его выполнения, вызвал некоторые противоречия не только среди грузинских парламентариев, но и в Государственной Думе РФ.
«Настоящее соглашение временно выполняется с момента подписания и входит в силу после обмена сторонами информации о прохождении необходимых внутригосударственных процедур», — говорится в соглашении.
Некоторые грузинские депутаты выразили опасения по поводу того, что Россия может воспользоваться «внутригосударственными процедурами», т.е. необходимостью ратификации соглашения в Госдуме РФ, с целью затягивания процесса вывода баз из Грузии.
Хотя, как заявил Антадзе, по законодательству, как Грузии, так и России, соглашения входят в силу после их ратификации, но с учетом того, что с российской стороны возможна вероятность затягивания выполнения процесса вывода баз, и «по нашей настоятельной просьбе, в соглашение был внесен такой пункт: соглашение временно выполняется, пока не произойдет его ратификация».
Российское Посольство в Грузии заявило, что, несмотря на необходимость ратификации соглашения, начало его выполнения предусматривается до завершения внутригосударственных процедур – а эта позиция вызвала критику со стороны некоторых российских депутатов.
Депутат Константин Затулин от правящей в России партии «Единая Россия», член Комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин заявил грузинским журналистам 12 апреля, что российские исполнительные власти нарушают «процедурные нормы и правила», игнорируя (российский) парламент в связи с соглашением о выводе российских баз из Грузии.
Парламентское слушание в связи со вторым соглашением, которое касается транзита российской военной техники и персонала по территории Грузии, прошло в Парламенте безо всяких дебатов.
Говоря об этом соглашении, заместитель министра иностранных дел Мераб Антадзе заявил, что его подписание «является компромиссом, выражением доброй воли грузинской стороны».
«Это входит в интересы России и нашего соседа (Армении)… У грузинской стороны есть право в том случае, если какое-либо предложение российской стороны в связи с этим перемещением создаст определенную угрозу или нанесет какой-либо вред интересам грузинской стороны, об этом незамедлительно будет сообщено российской стороне и договор будет прекращен в течение шести месяцев», — отметил Антадзе и добавил, что интересы Грузии максимально защищены.