Россия четко намекнула, что право на самоопределение самопровозглашенной республики Южная Осетия не мене важно, чем принцип территориальной целостности Грузии. Это заявление Москвы в Тбилиси восприняли как часть хорошо спланированной акции, главной целью которой является вызвать дестабилизацию, чтобы воспрепятствовать интеграции Грузии в НАТО.
В распространенном 1 июня заявлении МИД России подчеркнул, «Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности. Но пока эта целостность применительно к Грузии – скорее возможное состояние, чем наличная политико-правовая реальность, и создать ее можно только в результате сложных переговоров».
Тбилиси оперативно отреагировал на такие заявления со стороны Москвы.
«Такое отношение к соседним странам и апеллирование к принципу самоопределения создает угрозу, учитывая исторический опыт России, и территориальной целостности самой России», — заявил МИД Грузии 1 июня.
Обострение ситуации в зоне конфликта в Южной Осетии, где последние 4 месяца сохранялась спокойная обстановка, началось после инцидента 27 мая, когда грузинские правоохранители ответили на краткосрочное задержание нескольких грузин чрезмерной реакцией и задержали несколько десятков этнических осетин, после чего цхинвальские власти задержали еще несколько грузин.
В результате, обе стороны освободили задержанных 28 мая, но, этот инцидент совпал с ротацией российских миротворцев в зоне конфликта, что послужило поводом для словесной войны между Тбилиси и Москвой. Грузинская сторона обвинила Россию в вводе дополнительное военной силы в Южную Осетию через бесконтрольный Рокский тоннель.
Председатель Комитета по международным делам Парламента Грузии Коте Габашвили заявил, что последние инциденты в Цхинвальском регионе, в том числе «т.н. ротация» и заявления Москвы о праве на самоопределение СРЮО, являются теми «провокационными» шагами, которые Россия пытается навязать Грузии, чтобы подтолкнуть ее к началу восстановления территориальной целостности страны силовым путем.
«Эти планомерные провокации взаимосвязаны друг с другом и являются ответом на наше стремление в НАТО. Основная идея состоит в том, что дискредитировав нас в глазах Запада, Россия попытается как-то приостановить нашу интеграцию в НАТО. Но, мы не поддадимся на эти провокации, которые, по моей информации ожидаются во множестве летом и могут продолжиться и осенью, и мы попытаемся дипломатическими путями разрядить ситуацию», — заявил Коте Габашвили 2 июня в интервью «Civil.Ge».
Тбилиси вооружился серьезным стимулом принятой на заседании Парламентской Ассамблеи НАТО 30 мая в Париже резолюцией, которая рекомендует правительствам стран НАТО начать интенсивный диалог с Грузией летом текущего года.
Габашвили также не придает большого значения заявлениям Москвы по поводу права самопровозглашенной республики Южная Осетия на самоопределение и отметил, что «исключено, чтобы Россия признала Южную Осетию».
Глава парламентского комитета считает, что выдвижение вперед принципа о самоопределении является «наглой выходкой» и рассчитано на провоцирование Грузии, чтобы вынудить ее пойти на более жесткие шаги в отношении Южной Осетии.
Как заявляет политический аналитик Шалва Пичхадзе, делая такие заявления, «политика России более является запугиванием и тыканьем пальцем, чем реальной возможностью признать самопровозглашенные регионы».
«Думаю, что это является частью той политики универсальности российского президента (Владимира Путина), когда он наравне с Косово выдвинул вопросы об Абхазии и Южной Осетии», — заявил Пичхадзе в интервью «Civil.Ge».
Но, в опубликованном в грузинской газете «24 саати» интервью российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр выражает предположение, что 2все идет к войне».
«Существует очень большая вероятность того, что летом начнется военное противостояние», — заявил Фельгенгауэр.
По слова Коте Габашвили, Грузия не допустит, чтобы ситуация вышла из под контроля.
«Я уверен, что это напряжение (в Цхинвальском регионе) спадет за 2-3 дня и будет восстановлено статус-кво», — заявил он в интервью «Civil.Ge».
Как говорит Коте Габашвили, Тбилиси также с осторожностью относится к задействованию постановления Парламента Грузии от 15 февраля, которое поручает правительству заменить проводимую в Цхинвальском регионе миротворческую операцию более эффективной международной операцией.
«Почему это не делается быстро? — спросят некоторые. Потому, что мы не хотим, чтобы вывод российских миротворцев вызвал военную эскалацию и пытаемся добиться этого дипломатическими путями», — заявил Габашвили.
По его словам, пока не настало время, чтобы Грузия вышла из Сочинского соглашения от 1992 года, на котором и основываются миротворческий и переговорный форматы, так как «пока еще есть шанс, чтобы получить из него какую-нибудь пользу».
«Хотя бы во время запланированной конференции доноров в Брюсселе», — отметил Габашвили.
Конференцию доноров в Брюсселе, на которой должен быть решен вопрос о выделении около 10 миллионов евро на экономическую реабилитацию зоны конфликта в Южной Осетии, в ближайшее время будет принимать действующий председатель ОБСЕ Карел де Гюхт.