Интервью с Давидом Усупашвили
Семь оппозиционных партий – «Новые правые», «Республиканцы», «Консерваторы», «Промышленники», Лейбористская партия, партия «Свобода» и Народный форум объединились, чтобы совместными усилиями противостоять политике властей по различным вопросам. О целях этой семерки интернет-журнал «Civil.Ge» 12 июля взял интервью у лидера Республиканской партии Давида Усупашвили.
Лидер «Республиканцев» заявил, что группа из семи партий пока еще не создает коалицию, но очень скоро начнутся консультации о создании предвыборного блока, чтобы едиными силами конкурировать с властями на выборах в местные органы самоуправления, запланированных на осень.
Вопрос: В чем заключается основной лозунг и основной призыв к населению, вокруг которого объединились семь оппозиционных партий?
Ответ: Эти семь партий и еще другие, которые на сегодняшний день совместно выражают позиции, в течение последних 6-7 месяцев проводили консультации по многим вопросам, но был и целый ряд вопросов, которые не давали возможности действовать вместе и делать совместные заявления. Но в течение последних двух месяцев были найдены серьезные темы дл объединения этих семи партий. Это в первую очередь местные выборы.
Мы составили текст и совместно подписали требование о том, чтобы выборы в Тбилиси проводились по пропорциональной системе. Это не наша причудливость или личное политическое мнение кого-либо, а наша попытка избежать чрезвычайно опасного политического кризиса в стране, который, как мы считаем, неминуемо будет обусловлен той избирательной системой, которая действует сегодня.
Эта такая система, которая обеспечивает однопартийное Сакребуло (муниципальное собрание) с 5-6 представителями оппозиции, и это также гарантировано для того, чтобы потом доложить Западу, что у нас есть оппозиция (в Сакребуло). Но на самом деле это будет лишь декоративной оппозицией.
В то же время, эта система обеспечит то, что мнение около 60% избирателей, пришедших на избирательные участки в Тбилиси, не будет отражено в политическом органе города. Мы считаем, что такая конфронтация, фрагментация, поляризация станет серьезным катализатором дальнейших политических осложнений. В этой части все семь оппозиционных партий разделяем единое мнение, что пропорциональные выборы были бы выходом.
С этим письмом мы обратились, в первую очередь, к международным организациям и дипломатическому корпусу, прежде чем оно получило общественную огласку. Таким образом, мы хотели воспользоваться последним шансом, что может быть власти посчитались бы с мнением международного сообщества, но когда мы увидели, что это тоже не имело смысла, открыто заявили обо всем.
Кроме этого, работая по теме выборов, около две недели назад в нашей стране начала развиваться новая волна насилия и беззакония. Это было связано с абсолютно незаконным арестом Ираклия Какабадзе (лидера организации «Институт равноправия»), таким развитием судебного процесса по делу Гиргвлиани, как это планировали власти, проблемами внутренне перемещенных лиц, когда высшие представители наших властей — премьер-министр и председатель Парламента сделали, как мы считаем, безответственные и циничные заявления в связи с теми незаконными действиями, которые были предприняты властями в Батуми.
Все это подоспело к нам в то время, когда эти семь партий работали над тематикой выборов. Каким-то образом естественно переключились мы на другие вопросы. Тут подоспела и тема университета и на сегодняшний день нам удается разработать единую позицию по этим вопросам, координировать действия. Я не знаю, во что это все перерастет или не перерастет, но положение на сегодняшний день таково, что все более или менее известные политические силы сконцентрировались в этой семерке.
В: Вы упомянули о заявлении, которое подписала оппозиционная семерка 30 июля и которое не подписывала Саломе Зурабишвили…
О: В части пропорциональных выборов Сакребуло Тбилиси Саломе Зурабишвили присоединяется к оппозиционной семерке со своим политическим движением (Путь Грузии). Она не зафиксировала свою подпись под заявлением, так как по определенным пунктам у нее есть свои соображения, так как она считает, что вести разговоры о бойкоте неправильно.
Но, мы, семь партий договорились о том, что если власти не учтут наше требование, тогда мы обязательно обсудим бойкот. То есть, мы пока не объявляли, что вместе или по отдельности идем путем бойкота, но считаем, что этот вопрос нужно серьезно обсудить.
В: В сегодняшнем политическом спектре вырисовываются контуры трех центров: властей, оппозиционной семерки и движения Саломе Зурабишвили. К тому же, во взглядах республиканцев и Саломе Зурабишвили как будто больше совпадений. Чем обусловлена такая перегруппировка в оппозиции?
О: Я согласен, что в стратегических взглядах, политическом вкусе, вопросах мировоззрения и по многим другим вопросам постулаты республиканцев и Саломе Зурабишвили могут быть очень близкими. Есть еще консерваторы, «Новые правые», которые, примерно одинаково осознаем сегодняшнюю ситуацию и видим перспективы развития страны. В том числе и в вопросах экономического развития. Например, у нас нет каких-либо проблем в связи с демократией с «Промышленниками», но у них немного отличающиеся позиции в связи с экономической открытостью и приватизацией. То же самое с лейбористами.
Исходя из этого, с первых же дней мы пытались наладить деловые отношения с г-жой Зурабишвили. Но, постепенно вырисовывалось различие мнений тактического характера. По целому ряду важнейших вопросов наши взгляды не совпали друг с другом. Например, в связи с теми же местными выборами.
По нашим оценкам, к сожалению, в Грузии не смогла возникнуть такая ситуация, когда политические партии получили бы возможность справедливого развития и деятельности, когда смогли бы целенаправленно и спокойно работать над своими программами, очертили бы свой электорат и создали бы себе социальный фундамент в обществе. Для того чтобы партия предоставила себе возможность такой роскоши, необходимо чтобы были урегулированы элементарные вопросы: конкурентная политическая среда и не должно быть такого впечатления, что власти снова гонят страну к новому кризису.
В таком случае, г-жа Зурабишвили больше акцента уделяет партийному строительству. Мы считаем, что к местным выборам необходимо совместными усилиями обеспечить то, чтобы страна не была бы втянута в политический кризис, т.е. создание широкой оппозиционной коалиции к этим выборам, по нашему мнению, крайне необходимо, а, достигнув результата с этой коалицией, т.е. пошатнув монополию властей на истину, уже в дальнейшем, к парламентским выборам на самом деле произойдет перегруппировка мировоззрений.
У Саломе Зурабишвили в этом отношении оказалось другое мнение, возможно у нее даже сдали нервы: она одинаково критикует средние уровни власти – а не президента, и оппозицию. Мы уважаем ее выбор, но считаем, что он не правильный.
Хотя, я не исключаю, что среди оппозиции в ближайшие два месяца могут произойти определенные перегруппировки. Среди оппозиционных сил «водоразделом» может стать и другой вопрос. В любом случае, политики обязаны, какие бы отличающиеся мнения у них не были, сохранять цивилизованные отношения друг с другом, чтобы даже соперничество между нами давало результат обществу, чтобы сделать информированный выбор.
В: Лозунги лидеров оппозиционной семерки отличаются друг от друга. В частности, в то время, когда лидер лейбористов Шалва Нателашвили призывает к отставке Саакашвили, республиканцы явно воздерживаются от таких заявлений. Может ли растеряться население из-за этого?
О: Населению, заинтересованному этими вопросам, настоятельно посоветовал бы учесть следующее обстоятельство: семерка не является единым предвыборным блоком и параллельно тому, что по некоторым вопросам мы занимаем единую позицию, оставляем себе обязательство выражать индивидуально позиции и продолжать свою деятельность.
Привлекательность этого единства в том, что мы даем такое право и возможности друг другу. Тем самым мы хотим бороться против укоренившихся взглядов, что должны быть черное и белое, власти и все остальные. Реально все не так устроено и демократия тем более не подразумевает этого.
Поэтому все должны понять хорошо, что по тем вопросам, по которым мы выступаем вместе, там не имеют место другие действия, но по многим другим вопросам и по стилю и содержанию мы остаемся такими, каковыми являемся. Из-за того, что мы вместе, мы не просим Нателашвили изменить свой стиль, и они не требуют от нас стать более радикальными.
Если речь пойдет о предвыборном блоке, нам придется больше поработать, чтобы проявить более тесное единство и чтобы избиратель не растерялся.
Наша позиция (республиканцев) была и остается такой, что если примем участие в выборах вместе, тогда это будет лучше всего. Таким путем мы смогли бы достичь намеченной цели даже в условиях этого плохого закона о выборах.
По этим вопросам в ближайшее время пройдут консультации, и мы сформируемся во мнении. В любом случае, даже если у нас будут различные позиции по выборам, мы сохраним единство по вышепартийным и вышеполитическим вопросам – верховенству закона, недопущению насилия, защите прав человека, независимости суда.
В: Каковы планы Республиканской партии в том случае, если переговоры о создании предвыборной коалиции завершаться безуспешно?
О: На данном этапе мы заботимся об этом. Что будет в будущем, об этом попозже…