Грузия передала 2 октября ОБСЕ задержанных по обвинению в шпионаже четырех российских офицеров, чем и завершился скандал с арестом в Грузии подозреваемых в шпионаже, длившийся в течение четырех дней.
Президент Грузии Михаил Саакашвили отметил, что освобождение российских офицеров является «жестом доброй воли в отношении к западным друзьям» и это не является ответом на угрозы со стороны российского руководства.
На пресс-конференции после переговоров с действующим председателем ОБСЕ Карелом де Гюхтом президент Саакашвили заявил, что Грузия передаст российских офицеров ОБСЕ.
«Я благодарен президенту Грузии, который проявил добрую волю и принял предложение ОБСЕ по урегулированию вопроса, который, кстати, был согласован в прошлую субботу и который, надеюсь, снизит напряженность. Также призываем российскую сторону, с целью скорейшего снятия напряженности, подойти к этому вопросу аналогично», — заявил Карел де Гюхт.
Вскоре после этого заявления грузинские телеканалы показали в прямом эфире процесс передачи российских военных, который прошел во дворе Генеральной прокуратуры Грузии.
Под охраной полиции четверо российских офицеров в наручниках были выведены из здания Генпрокуратуры, после чего официальный представитель Генеральной прокуратуры зачитал каждому подозреваемому официальное обвинение.
«Вы обвиняетесь в шпионаже против Грузии – в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 314 Уголовного кодекса Грузии, в связи с чем вы выдворяетесь из страны. С этого момента вам запрещается въезд на территорию Грузии», — заявили каждому подозреваемому отдельно.
После этого во двор Генпрокуратуры вышла делегация ОБСЕ под руководством действующего председателя организации Карела де Гюхта. Делегацию сопровождал министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили.
После того, как о передаче российских офицеров ОБСЕ официально заявила председателю ОБСЕ Карелу де Гюхту заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе и задержанных отправили на автомобилях ОБСЕ в Тбилисский аэропорт, где их ждет самолет МЧС, прибывший в Тбилиси 2 октября.
По сообщению российской телекомпании НТВ, представители ОБСЕ проводили до Тбилисского аэропорта еще двух российских офицеров. Одним из них был Константин Пичугин, который также обвинялся в шпионаже и который, согласно распространившимся сообщениям, до последнего времени скрывался в здании Штаба Группы российских войск в Закавказье в Тбилиси. Грузинская полиция держала в оцеплении штаб ГРВЗ с 27 сентября и требовала от российской стороны выдачи Пичугина.
После переговоров с действующим председателем ОБСЕ президент Саакашвили подчеркнул, что задержав российских офицеров, Грузия обличила «очень серьезное дело по шпионажу, которое ставило целью саботирование моей страны».
«Мы уничтожили разведывательную сеть в Грузии», — добавил он.
«Хочу заявит очень четко, что это дело хорошо подкреплено документально, это очень серьезное дело по шпионажу, который ставил своей целью дестабилизацию в стране. Это дело закреплено документами и имеются очень серьезные правовые доказательства, некоторые из которых были переданы и телеканалами мира. У нас имеются дополнительные материалы, которые передадим ОБСЕ», — заявил Саакашвили.
Он также отметил, что «в течение многих месяцев и лет, и фактически с обретения независимости в 1991 году» Грузия постоянно слышит угрозы со стороны России о возможной военной интервенции.
«Послание Грузии к нашей соседней России состоит в следующем: Довольно!. Мы хотим вести конструктивный диалог с Россией, но с нами не должны обращаться, как со второстепенными (людьми)», — заявил Саакашвили.
По его словам, «времена, когда по трибуне международного сообщества можно было стучать каблуком обуви, остались в 60-х гг.».
Это замечание было явным ответом на заявление президента России Владимира Путина, который 1 октября заявил, что задержание Грузией российских офицеров является «признаком правопреемственности политики Лаврентия Павловича Берия».
По словам Саакашвили, невозможно одновременно обладать «международным престижем и сильной международной позицией» и с другой стороны «действовать как пугало и путем шантажа пытаться подорвать почву у своих соседей».
«Эти две позиции несопоставимы друг с другом», — заявил Саакашвили.
По его словам, Грузия готова «выйти из таких отношений. Мы готовы к открытым и равноправным отношениям с нашим огромным соседом — Россией».
«Я уверен, что несмотря на все, мы скоро достигнем этого, у нас будут такие отношения… Это является моим посланием к международному сообществу», — заявил Саакашвили.
Освобождению четырех российских офицеров предшествовали международные попытки с целью ослабления напряженности между Россией и Грузией. Усилия к снятию напряженности приложили также и Верховный представитель ЕС по вопросам единой внешней политики и безопасности Хавьер Солана и официальные представители США.
Хавьер Солана уже приветствовал освобождение российских военных и выразил надежду, что «теперь отношения между Россией и Грузией уладятся».
2 октября состоялась телефонная беседа президента США Джорджа Буша с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которой они обсудили и вопрос о Грузии.
В это время, 2 октября российские власти сделали заявление о прекращении с Тбилиси воздушного сообщения с 3 октября. Это заявление прозвучало незадолго до освобождения российских офицеров и пока не ясно, остается ли оно в силе после освобождения задержанных офицеров.
Заместитель министра транспорта России заявил, что причиной этого решения стала накопившаяся у грузинских авиакомпаний задолженность, которая, по его информации, составляет 3,6 миллионов американских долларов.
Сегодня же спикер Государственной думы РФ Борис Грызлов заявил, что Госдума разработает законопроект, который предоставит правительству право «в случае необходимости» ввести запрет на денежные переводы из России в «определенные страны».
This post is also available in: ქართული (Georgian)