Россия прекращает воздушное, сухопутное и железнодорожное сообщение, а также почтовую связь с Грузией, несмотря на то, что решением властей Грузии четверо российских офицеров, обвиняемых в шпионаже возвращены на родину.
Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что осуществление такого давления на соседнюю страну «нецивильный» метод, хотя он там же отметил, что не стоит переоценивать такой шаг со стороны России.
Начальник Федеральной аэронавигационной службы России Александр Нерадько заявил, что воздушное сообщение с Грузией будет прекращено с 3 октября.
Официальная Москва отрицает, что данное решение было принято по политическим мотивам. Нерадько заявил, что причиной такого решения послужила задолженность грузинских авиакомпаний перед российской стороной с 2001 года. По его информации, эта задолженность составляет 3,6 миллионов американских долларов.
По маршруту Тбилиси-Москва рейсы осуществляют три грузинские авиакомпании: Грузинские авиалинии, Национальные авиалинии Грузии и Тбилавиамшени. Представители всех трех авиакомпаний уже опровергли заявления о какой-нибудь задолженности компаний перед Россией.
Полеты между Тбилиси и Москвой также осуществляют две российские компании – Аэрофлот и «Сибирь». В целом, все пять компаний между двумя столицами осуществляют 25 рейсов в неделю.
Официальные представители Москвы заявляют, что решение о прекращении почтовой связи с Грузией было принято после того, как многие посланные в Тбилиси почтовые посылки не дошли до места назначения.
Согласно официальному уведомлению, которое было получено в Департаменте ЖД Грузии, официальной причиной прекращения железнодорожного сообщения называется сокращения числа пассажиров.
Пассажирский поезд Тбилиси-Москва отправляется в российскую столицу из Грузии три раза в неделю, но, регулярного морского сообщения между двумя странами не существует.
Конкретные причины прекращения сухопутного и морского сообщений не были озвучены.
Хотя, заместитель министра транспорта России Сергей Аристов 2 октября заявил, что у российской стороны «есть серьезные вопросы (к властям Грузии) в связи с морским, сухопутным и ЖД транспортом».
Кроме того, спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов 2 октября заявил, что будет разработан законопроект, который предоставит российскому правительству право на прекращение денежных переводов из России в Грузию.
В России работают сотни тысяч граждан Грузии, которые отправляют деньги своим семья в Грузию.
По официальным данным Национального банка Грузии, с начала 2006 года в течение 8 месяцев из России в Грузию было перечислено 219 миллионов американских долларов, что составляет самый большой показатель среди перечислений в Грузию по иностранным каналам.
Представители властей Грузии не уделили особого внимания возможным санкциям со стороны России в тех условиях, когда уже в течение нескольких месяцев действуют российские эмбарго на ввоз из Грузии в Россию сельскохозяйственной продукции, вина и минеральных вод.
«Больше санкций у них не осталось. Они запретили все, что могли уже давно… Если речь идет о трех или четырех полетах, которые осуществляются в неделе (из Москвы), у нас значительно больше полетов с Европой, Украиной и в другие места», — заявил президент Саакашвили.
«Мы не боимся, но и не удивлялись (этому шагу России)… не стоит переоценивать значение этого давления», — заявил он.
«Мы планируем очень конкретные шаги, чтобы справится со всеми возможными санкциями, связанными с финансовыми перечислениями и транспортным сообщением», — заявил 2 октября министр экономики Грузии Ираклий Чоговадзе.
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт, который 2 октября прибыл в Тбилиси для оказания помощи в разрядке напряженности между Грузией и Россией, возникшей в связи с арестом подозреваемых в шпионаже российских офицеров, заявил, что эмбарго не будут способствовать ослаблению напряженности.
«Изоляция не является ответом на эту ситуацию и думаю, что очень важно, чтобы немедленно было восстановлено воздушное сообщение. Также должны быть открыты сухопутные границы… Этот конфликт должен быть урегулирован путем переговоров. Сделать это путем мести невозможно», — заявил Карел де Гюхт.