Site icon Civil.ge

Президент Саакашвили о мотивах кадровых перестановок в правительстве

Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что назначение Ираклия Окруашвили на должность министра экономики обусловлено тем фактом, что экономика Грузии является основной мишенью атаки со стороны России.


Бывший шеф Финансовой полиции, 28-летний Давид Кезерашвили сменит Ираклия Окруашвили на должности министра обороны. Саакашвили заявил, что после долгих обдумываний кого назначить на должность главы оборонного ведомства, «я принял немного неординарное решение».


Что касается других кадровых изменений – уже бывший министр экономики Ираклий Чоговадзе возглавит Международную корпорацию нефти и газа Грузии, сменив на этом посту бывшего руководителя этой компании Давида Ингороква. Министр сельского хозяйства Михаил Свимонишвили стал полномочным представителем президента (губернатором) в регионе Гурия (Западная Грузия). Губернатор региона Кахети (Восточная Грузия) Петре Цискаришвили сменил на должности министра сельского хозяйства Михаила Свимонишвили.


На проведенной 10 октября специальной пресс-конференции президент Саакашвили заявил, что в результате произведенных в Кабинете министров изменений усиливается экономическая команда правительства.


«Почему Ираклий Окруашвили? Хочу напомнить всем, что когда мы пришли к власти, Ираклия (Окруашвили) я назначил генеральным прокурором (в январе 2004 года), и он сформировал такую модель, которая и сегодня работает успешно в борьбе с коррупцией… Потом нам нужно было провести реформу в полиции и назначили туда Окруашвили (в июне 2004 года), который отправил всю полицию на улицу и создал там новую патрульную службу. Когда я передал Ираклию (Окруашвили) Вооруженные силы (в декабре 2004 года), не секрет, что тогда это был почти полностью разрозненный организм и механизм, у нас не было достаточно дисциплины, соответствующего оснащения, материальной базы. Все мы вместе, при помощи Ираклия (Окруашвили) создали одни из самых малочисленных в регионе, но оснащенные самым современным образом Вооруженные силы. И мы пришли уже к очень хорошему этапу строительства Вооруженных сил, пришли к этапу, когда Вооруженные силы сегодня готовы выполнить любую задачу и это вы очень хорошо увидели в ходе проведенной недавно в Верхней Абхазии операции», — заявил Михаил Саакашвили.


По его словам, в условиях экономической блокады со стороны России, «фронт обороны проходит через экономику». «И мы направили Окруашвили именно на этот фронт», — добавил он.


Президент подчеркнул, что Министерство экономики должно стать «сильной и консолидированной» структурой, которая основные акценты будет уделять привлечению инвестиций и освоению новых рынков для грузинской продукции.


«Несмотря на все эмбарго и санкции, мы должны создать благоприятную экономическую и инвестиционную среду… (Государственная) программа занятости перейдет в Министерство экономики. Выход на новые рынки и изыскание новых рынков полностью перейдет в Министерство экономики… С этой точки зрения мы создадим сильное, очень важное Министерство», — заявил Саакашвили.


Но, он подчеркнул, что, перенося внимание на экономику, «мы ни на минуту не должны ослаблять контроль и развитие в Вооруженных силах».


«О министре обороны я много думал и принял немного неординарное решение. Это было моим и Ираклия Окруашвили совместным решением», — заявил Саакашвили.


«Кезерашвили не является застрахованным от критики. Почему? Потому, что в мире никто не любит платить налоги. Не было бы Кезерашвили и не было бы сбора налогов… Когда собираешь налоги, тебя очень мало людей любят и у тебя очень много врагов», — заявил президент.


С начала создания Финансовой полиции, с февраля 2004 года возглавляет эту структуру. Финансовая полиция была создана с целью борьбы против экономического преступления. Данное структурное подразделение Министерства финансов, которое напрямую подчинялось президенту, превратилось в очень влиятельную службу и часто становилось объектом критики за жесткое обращение к бизнесу. Финансовая полиция с 2007 года вместе с Налоговыми и Таможенными департаментами объединится в новое структурное подразделение Министерства финансов.


Реакция оппозиции


Некоторые оппозиционные депутаты уже заявили, что основной причиной кадровых изменений в правительстве стали категоричные заявления Окруашвили о сроках восстановления контроля над Южной Осетией.


В мае 2007 года Окруашвили заявил, что он уйдет в отставку с должности министра обороны, если Грузия к 1 января 2007 года не возвратит Южную Осетию.


«Такие изменения в правительстве не были неожиданными после заявлений Окруашвили о Южной Осетии. Какая партия победила в Грузии – партия войны или партия мира – выводы предстоит сделать обществу», — заявил депутат Гия Цагареишвили от партии «промышленников». Он намекнул на распространенные соображения о существовании в правительстве «партии войны» под руководством Ираклия Окруашвили.


«Было ясно, что Окруашвили долго не сможет сохранить эту должность из-за его политических заявлений», — заявила депутат Пикрия Чихрадзе от «Новых правых».


«Я считаю, что это изменение вызовет изменение курса правительства Грузии и тут я имею в виду политические заявления Ираклия Окруашвили о территориальной целостности страны», — заявил Каха Кукава от партии «Консерваторов».


Но, депутаты от правящей партии опровергли заявления, что кадровые перестановки связаны с заявлениями Окруашвили.


«У этого решения ничего общего нет с заявлениями о Южной Осетии», — заявил Ника Руруа.


Влиятельный депутат от Национального движения Гига Бокерия заявил, что в ранге министра экономики Ираклий Окруашвили «должен выиграть экономическую войну с Россией».


«В экономике мы нужен политик, такой тяжеловес, как Окруашвили, который выиграет экономическую войну с Россией», — заявил Гига Бокерия.


Некоторые российские политологи уже заявили, что отставка Ираклия Окруашвили с поста главы оборонного ведомства может положительно подействовать на российско-грузинские отношения.


Отставка Окруашвили «свидетельствует о серьезном поражении силовиков в Грузии. Это важное изменение во внутренней политике Грузии», — сказал РИА «Новости» директор Института политических исследований Сергей Марков.


Но, Михаил Саакашвили 10 ноября заявил, что любые другие предположения о причинах перестановок в его правительстве лишены оснований.


«На местных выборах 5 октября мы получили более 75% голосов. Это свидетельствует о том, что на третью годовщину революции мы снова пользуемся сильной поддержкой и пониманием со стороны нашего общества, но, в то же время, мы хорошо осознаем, что необходимо постоянное обновление, постоянная корректировка, потому, что Грузия с одной стороны проводит свой собственный курс и с другой стороны, находится под серьезным давлением, под влиянием очень серьезных обстоятельств… В то же время, ведется пропаганда с целью деморализации нашего общества», — заявил Михаил Саакашвили.


Эти кадровые перестановки в правительстве не нуждаются в согласии Парламента, так как перестановки не коснулись 1/3 правительства.