Site icon Civil.ge

Американский дипломат о конфликтах и энергобезопасности Грузии

США верят, что на самом деле имеет смысл поиск путей интернационализации миротворческих сил в конфликтных зонах Абхазии и Южной Осетии, но, для того, чтобы предотвратить нестабильность, не нужно делать радикальных шагов, — заявил заместитель помощника государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Метью Брайза 17 ноября.


Находящийся в Тбилиси Метью Брайза встретился президентом Грузии, премьер-министром и новым министром обороны, который был назначен на эту должность совсем недавно. 18 ноября Брайза отправится в Сухуми, где проведет встречи с официальными представителями де-факто руководства Абхазии.


На проведенной в Тбилиси пресс-конференции, которая состоялась до встречи с министром обороны Давидом Кезерашвили, Брайза говорил о сепаратистских конфликтах, позиции Грузии по вопросу о принятии России во Всемирную торговую организацию, сотрудничестве Тбилиси с Ираном по поставкам природного газа и проведенном в Южной Осетии референдуме.


«У нас имеются общие интересы в вопросах безопасности, что означает оказание помощи Грузии с целью восстановления территориальной целостности Грузии, а это в свою очередь, подразумевает мирное урегулирование конфликтов. У нас имеются общие интересы в сфере энергетики, что означает путем оказания помощи в транспортировке каспийской нефти и газа на глобальные рынки усиление евроатлантической безопасности, что в первую очередь, означает обеспечение того, что Грузия сожжет удовлетворять свои внутренние потребности на энергоресурсы этой зимой и в следующие зимы. И у нас имеются общие интересы, чтобы оказать Грузии помощь в успешном осуществлении демократических и рыночно-экономических реформ… Но, естественно, всегда больше нужно делать для строительства демократических институтов и повышения эффективности рыночной системы», — заявил Метью Брайза на пресс-конференции.


Энергобезопасность


Американский дипломат заявил, что в настоящее время Грузия находится в «сложном положении» в сфере поставок газа. Российская энергетическая компания «Газпром» заявила, что природный газ Грузии будет продавать за 230 американских долларов за 1000 кубических метров, или снизит цену на топливо лишь в том случае, если Тбилиси согласится на продажу российской стороне «некоторых активов».


«Грузия находится в сложном положении в сфере поставок газа, также как и Армения. Главный поставщик Грузии говорит: вы или заплатите ту цену, какую вам скажем, или вы должны уступить свою стратегическую энергетическую инфраструктуру, или не получите газ. Это очень сложная ситуация», — заявил Брайза.


В настоящее время Грузия ведет переговоры с Ираном, Азербайджаном и Турцией с целью нахождения альтернативного источника поставки природного газа.


«В то время, когда мы проводим свою политику в отношении Ирана, на самом деле не хотим, чтобы Грузия, или Армения, или любая другая страна оказалась в такой ситуации, когда могут остаться без энергоресурсов зимой», — заявил Брайза.


По его словам, США не только разделяют цели Грузии по диверсификации энергопоставок, но, «мы уже более 10 лет работаем уже над этим вопросом».


«И когда мы это сделаем, наша цель заключается в том, чтобы не начинать с Россией или любой другой страной игру с нулевыми ставками», — добавил Брайза.


Россия/Грузия/ВТО


Несмотря на то, что премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели 13 ноября заявил, что Тбилиси согласится на принятие России во Всемирную торговую организацию лишь в том случае, если Москва выполнит свои торговые обязательства в отношении Грузии, некоторые оппозиционные политики в Грузии уже выразили опасения по поводу того, что Тбилиси может отказаться от своей жесткой позиции после того, как США и Россия, фактически, достигли соглашения о принятии России в ВТО.


На вопрос, попытаются ли США получить согласие Тбилиси пойти на компромисс, Метью Брайза заявил, что именно таким же образом, как США работали в течение нескольких лет и завершили переговоры с Россией по вопросам двусторонней торговли, так же должна завершить и Грузия «свои переговоры с Россией по вопросу о принятии России в ВТО с учетом интересов Грузии».


Необходимость размещения международных полицейских сил в Абхазии


Метью Брайза заявил, что в зоне конфликта в Абхазии необходима международная полицейская сила с целью борьбы против преступности и оказания помощи в деле возвращения перемещенных лиц.


«В урегулировании этого конфликта одной из предпосылок является то, что внутренне перемещенные лица (ВПЛ) смогли возвратиться в Галльский район и другие районы Абхазии. Сейчас у ВПЛ такой возможности нет. Главной причиной является то, что их беспокоит очень высокий уровень преступности в Гальском районе. Это не вина миротворческих сил СНГ, так как их мандат не предусматривает борьбу с преступностью. Таким образом, необходимо присутствие какой-то другой группировки или международной полицейской силы, которая будет бороться против преступности и создаст условия для возвращения внутренне перемещенных лиц. Таким образом, мы сможем начать движение на пути урегулирования конфликта. Любой шаг, направленный на признание независимости (Абхазии) развеет всякие надежды на урегулирование конфликта», — заявил Брайза.


По его словам, США признают суверенное право Парламента Грузии изменить существующие миротворческие операции в конфликтных зонах Абхазии и Южной Осетии, «но постоянно возникает вопрос, какими правами обладают власти и какие эффективные пути существуют».


«Вопрос состоит в том, как мы можем избежать такого положения, когда радикальными и поспешными изменениями можно способствовать нестабильности», — добавил он.


Он еще раз подчеркнул позицию США, что «абсолютно не существуют причин для того, чтобы верить в какие-либо параллели или прецедент с Косовским вопросом, которые якобы может быть применен в отношении и к другим конфликтам».


Брайза заявил, что проведенные параллельно в самопровозглашенной республике Южная Осетия два референдума с различными результатами подтвердили, что проведение референдума «в крайне сложной ситуации» не способствует урегулированию конфликтов.


«То, что произошло в Южной Осетии, объято туманом, я имею в виду референдум. Одна группа осетин приняла участие в референдуме без надежного международного мониторинга этого процесса. Вторая основная этническая группа, которой не предоставили возможность принять участие, провела свой собственный референдум, за которым последовал абсолютно противоположный результат. По моему мнению, это доказывает, что этот процесс референдума в центре крайне сложных процессов, когда одна этническая группа ушла в ходе конфликта, не обеспечивает какой-либо необходимый прецедент или гарантированный путь для урегулирования этих конфликтов», — заявил Брайза на проведенной в Тбилиси пресс-конференции.