Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Новая стратегия Тбилиси в отношении урегулирования конфликта в Южной Осетии создает новые возможности, но включает в себе также и риски эскалации напряженности в зоне конфликта, — говорится в Очерке публичной политики, опубликованном Кавказским институтом мира, демократии и развития (КИМДР).
В документе проанализированы последние инициативы Тбилиси в связи с созданием временной административно-территориальной единицы на территории Южной Осетии, контролируемой грузинской стороной.
Парламент Грузии 13 апреля принял законопроект о создании административной единицы в Южной Осетии, которую, как предполагается, возглавит альтернативный лидер Южной Осетии Дмитрий Санакоев.
В Очерке публичной политики КИМДР говорится, что закон «создает легитимную основу центральным властям Грузии для сотрудничества с силой, выступающей за совместное политическое проживание грузин и осетин.
«Если данная целью будет выполнена, в регионе могут быть сформированы влиятельные интегрированные грузино-осетинские группы, что снимет с конфликта этническую окраску или хотя бы даже ослабит», — говорится в документе.
Новая инициатива, которая ставит целью предоставление определенной легитимности администрации Санакоева, демонстрирует то, что «зона конфликта не кристаллизована между двумя противоборствующими этническими лагерями».
«Картина значительно сложнее и требует соответствующих подходов со стороны международного содружества», — отмечается в документе.
В Очерке также сказано, что если в правоохранительных структурах, подчиненных администрации Дмитрия Санакоева будут служить и этнические осетины, это может сократить уровень насилия в зоне конфликта, так как, подчиненные Эдуарду Кокойты военизированные отряды «могут остерегаться от вооруженных нападений на них».
Но, документ также предупреждает, что Санакоеву пока еще нужно выполнить «задачу, согласно которой он должен заручиться поддержкой критической массы проживающих в зоне конфликта граждан грузинской и осетинской национальностей».
Очерк также отмечает, что в связи с тем, что инициатива создает угрозу существующему в зоне конфликта статусу-кво, это может встретить сильное сопротивление со стороны Цхинвали и Москвы, «в результате чего, напряженность в зоне конфликта может еще больше обостриться».
Тот факт, что администрация Санакоева будет финансироваться центральными властями Грузии, является еще одним вызовом для этой инициативы.
«(Финансирование из Тбилиси) поможет оппонентам утверждать, что легитимация Санакоева является проектом Тбилиси, а не инициативой существенной части населения, проживающего в зоне конфликта», — говорится в документе.
Очерк публичной политики КИМДР также не исключает, что «на каком-то этапе группа Санакоева также может изменить свою позицию и может стать оппонентом Тбилиси».
Дефицит энтузиазма у западных партнеров Грузии в отношении этой новой инициативы воспринимается, как еще один фактор риска новой стратегии Тбилиси.
Согласно документу КИМДР, международные правительственные или неправительственные организации, которые имеют соприкосновение с темой конфликта, могут стать критичными по двум соображениям.
«В данной инициативе могут увидеть попытку искусственного создания марионеточной группы со стороны Тбилиси и остерегаться негативной реакции со стороны России, которая обязательно последует за этим сотрудничеством с Санакоевым», — говорится в документе.
В Очерке также отмечается, что, несмотря на широкий консенсус в грузинском политическом спектре в отношении данной новой инициативы, власти последовательно должны работать в том направлении, чтобы «нейтрализовать возможные ультранационалистические выпады со стороны пока еще маргинальных групп внутри грузинского общества».
Эти группы препятствуют даже тем попыткам, чтобы легитимизировать термин «Южная Осетия».
В документе также говорится, что будущее инициативы по большей степени зависит от того, как поможет она в улучшении условий безопасности и проживания на территории, контролируемой грузинской стороной.
«Отношение со стороны органов центральных властей Грузии и временной администрации к проживающим под контролем цхинвальских сепаратистских властей рядовых граждан осетинской национальности должно быть добродушным и толерантным… Более интенсивно необходимо продолжить политику реституции имущества гражданам, пострадавшим в результате конфликта», — говорится в документе.