Ни радарные данные и ни фрагменты ракеты не подтверджают, что Россия имеет какую-либо связь с инцидентом 6 августа, заявили российские военные эксперты после завершения двухдневной работы в Грузии. По их словам, доказательства грузинской стороны могли быть сфабрикованы, а сам инцидент возможно был поставлен.
Специалисты воздушного контроля и авиационного вооружения из Минстерства обороны России 16-17 августа пребывали в Грузии. В делегацию, руководимую главой российского генштаба ВВС Игорем Хворовым, также входили посол МИД России по особым поручениям Валерий Кеняйкин.
После окончания работы, 17 августа, делегация в полном составе созвала в российском посольстве пресс-конференцию, на которой присутствовал и посол России в Грузии Вячеслав Коваленко.
«Российского самолета не было»
Генерал-лейтенант Хворов заявил, что для них «в принципе картина была ясной еще в Москве», но из-за того, что в адрес России прозвучали серьезные обвинения, стало необходимым основательное ознакомление с материалами.
«По записям воздушного контроля России от 6 августа, российско-грузинскую границу пересекли лишь гражданские самолеты, в том числе один был ереванским рейсом. Прохождение всех этих рейсов, как обычно, согласовывалось между российскими и грузинскими диспетчерами», — заявил Хворов.
По его словам, представленные грузинской стороной записи воздушного контроля, которые якобы подтверждают, что воздушное простанство Грузии было нарушено со стороны России, «рождают много вопросов».
Хворов отметил, что проведенный миротворческими силами в зоне конфликта в Южной Осетии мониторинг установил, что неопознанный самолет маневрировал.
«Это обычное явление, когда военный самолет маневрирует в воздухе. Означенный самолет выполнял даже довольно сложные маневры», — заявил Хворов и тут же добавил: «Но дело в том, что в представленных радарных данных это маневрирование вообще не отражено».
По его же словам, надежность радарных данных грузинской стороны еще больше встало под вопрос, когда выяснилось, что в них отражен лишь один самолет и вообще не видно других самолетов. По словам Хворова, в то же время в означенном пространстве российскими радарами зафиксировано несколько гражданских самолетов.
«Мы можем сделать единственное заключение из всей этой информации: со стороны России российским самолетом нарушение российско-грузинской границы не происходило», — заявил Хворов.
По его словам, российские эксперты уже и после изучения записей радаров могли завершить работу, но «мы желали сотрудничества до конца», поэтому провели осмотр места и изучение фрагментов ракеты. По словам Хворова, эксперты на этом этапе расследования смогли обнаружить еще более странные обстоятельства.
«Старая, ржавая ракета»
Российские эксперты отметили, что они на месте происшествия, у села Цителубани ничего существенного не увидели, так как самое интересное вещественное доказательство – оставленное ракетой углубление – было уже выравнено.
Генерал-лейтенант Хворов заявил, что не только эти, но и «многие другие важнейшие доказательства грузинская сторона уничтожила». «У нас осталось впечатление, что кто-то не хотел, чтобы мы узнали правду», добавил он.
По его словам, двух третей фрагментов ракеты просто не имеется, «хотя грузинская сторона заявляла, что все фрагменты хранятся».
«Сам серийный номер ракеты, и тот уничтожен», — сказал Хворов. – «Мы много искали среди фрагментов этот номер, но не нашли».
По его словам, грузинская сторона уничтожила и детонатор ракеты. Изучение детонатора, по словам российских экспертов, необходимо для того, чтобы установить точную причину почему ракета не взорвалась. По их заключению, ракета не взорвалась потому, что ею просто никто не стрелял. Если бы ракета была выстрелена из самолета, она в любом случае должна была взорваться, говорят российскик эксперты.
Павел Акуленок, который является в Министерстве обороны России специалистом по авиационному вооружению, на пресс-конференции заявил, что главной, центральной части ракеты, где размещены крылья ракеты, двигатель и где указан серийный номер ракеты, не меется.
«На вопрос где же эта часть, грузинские следователи нам ответили, что она уничтожена. Непонятно, зачем было так сильно спешить уничтожать эти части?», — заявил Акуленок.
По его словам, грузинская сторона показала им ту часть ракеты, где обозначен серийный номер, только посредством фотографии. «Всем хорошо известно как легко манипулировать фото. На нем напишешь все что угодно», — добавил он.
Акуленок заявил, что группа пристально изучила имеющиеся в МВД фрагменты ракеты и сделала вывод, что «лишь отдельные фрагменты» принадлежат тактической анти-радарной управляемой ракете типа «Радуга» Х-58 (по классификации НАТО AS 11 Kilter).
По утверждению российских экспертов, фрагменты принадлежат нескольким различным ракетам, а не одной конкретной.
«Одна из частей ракеты была отделена от ее центральной части. Когда я спросил, чем вызвано это отделение, грузинские следователи ответили, наверно, мол, отделилась во время падения. А ведь ясно было видно, что эта часть была отрезана от основной обычным металлическим резаком», — заявил Акуленок.
По его же словам, на этом фрагменте ракеты были заметны признаки коррозии. «А это заставляет думать, что это вообще не было фрагментом ракеты, а была частью какой-то совсем другой, ржавой ракеты», — добавил он.
Акуленок на пресс-конференции представил данное грузинским следователем фото, на котором был изображен один из фрагментов ракеты.
«Если к этому хорошо присмотреться, то увидите, что на этой части надпись не на русском, а на иностранном языке. По утверждению грузинской стороны, данная ракета была выпущена в 1991-1992 годы. Российским законодательством запрещается монтировать детали иностранного производства на российских авиационных ракетах и бомбах», — заявил Акуленок.
По его же словам, крылья для ракет этого типа изготавливаются их титана. «Фрагменты, которые, как нам сказали, были от крыльев, точно не были изготовлены из титана, добавил он.
По словам генерал-лейтенанта Хворова, во времена Советского Союза, ракеты типа Х-58 включались в вооружение на находившихся в Грузии двух аэродромов. Эти ракеты, по его же словам, до 1992 года хранились и в находившемся в Грузии хранилище.
«Вам хорошо известно, какой это был сложный период. Так что, не исключено, что эта ракета может идти с того времени и с того [хранилища]», — заявил Хворов.
«Заключение политиков, а не экспертов»
Российский посол по особым поручениям Валерий Кеняйкин на пресс-конференции заявил, что заключения российских следователей «разгромили» версии грузинской стороны.
По его же словам, Россия была готова, в случае согласия грузинской стороны, продолжить работу, чтобы отыскать те силы, которые центральной властью Грузии возможно не контролируются и которых возможно устраивают подобные 6 августа повокации.
Он также раскритиковал подготовленный международной экспертной группой доклад, который в целом разделяет соображения грузинской стороны и заявляет, что самолет нарушил воздушное пространство Грузии со стороны России. Эта группа состояла из литовских, латвийских, шведских и американских экспертов.
Как видно, они были не столько экспертами, сколько политиками», — заявил об этой группе Кеняйкин.
По его словам, заключение группы было односторонним, так как опиралась лишь на представленные грузинской сторной материалы и они не были перепроверены и сверены с российскими данными.
Тем временем, 17 августа посольство США в Грузии распространило заявление, которое окончательно прояснило, что Вашингтон полностью разделяет версию грузинской стороны, В заявлении инцидент 6 августа описан, как «факт вторжения в воздушное пространство Грузии военного самолета из воздушного пространства России».
Грузинская сторона уже заявляла, что не имеет большого значения то, что заявят российские следователи, так как уже имеется надежное заключение международных экспертов.
«К сожалению, российская сторона не проявила конструктивности, когда практически устранилась от сотрудничества с расследованием», — заявил 17 августа заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия.
«Таким образом, исчерпаны возможности консультаций по означенному вопросу с росиийской стороной и грузинская сторона ожидает от международного содружества… политической оценки факта бомбежки суверенной территории Грузии» — добавил он.