Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Первые признаки спада политического кризиса в Грузии появились после того, как оппозиционные партии единогласно поддержали решение президента Грузии о проведении досрочных президентских выборов 5 января 2008 года.
В офисе оппозиционной Республиканской партии прошло заседание Национального совета оппозиционных партий, на котором политики с радостью приветствовали данное решение.
«Мы предлагали президенту безболезненное решение – парламентские выборы весной», — заявил лидер Республиканской партии Давид Усупашвили», — «Но, твердость Саакашвили и его окружения и абсолютно неадекватный ответ властей на мирную демонстрацию ввергли нас в очень сложную ситуацию. Думаю, что президент Саакашвили нашел самое оптимальное решение в существующей ситуации и такое решение, я думаю, хорошо и для него и для страны».
«Это победа народа, это победа единства народа и это огромный успех», — заявил Георгий Цагареишвили из «Движения за единую Грузию», — «Мы должны довести этот успех до конца и выиграть выборы 5 января. Абсолютно невероятно, чтобы Саакашвили был избран повторно».
«Это было серьезным успехом грузинского народа, который не отступил, несмотря на огромное давление со стороны властей», — заявил депутат Звиад Дзидзигури от партии «Консерваторов».
«Последнее выступление президента имело историческое значение», — заявила лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили», — «Считаем, что это такое решение, которое дает этой стране, нашим соотечественникам шанс, чтобы все вышли из кризиса победителями. Это было единственным правильным решением и страна этим останется в выигрыше».
Она также отметила, что международное общество «сыграло важную роль» в этом процессе. «Наши западные партнеры сегодня показали Грузии, что они являются друзьями не одних властей, они на самом деле являются друзьями Грузии и друзьями демократии в Грузии», — добавила она.
Международное сообщество осудило предпринятые властями Грузии шаги, а самым серьезным ударом для Тбилиси было заявление генерального секретаря НАТО, по словам которого, введение чрезвычайного положения и закрытие СМИ «вызывает особую обеспокоенность и не соответствуют евро-атлантическим ценностям».
Несмотря на то, что Государственный департамент США приветствовал решение властей Грузии о проведении внеочередных президентских выборов, Госдеп также заявил: «мы снова призываем власти Грузии отменить чрезвычайное положение и восстановить работу СМИ. Это необходимые шаги для восстановления демократических условий перед выборами и референдумом».
Комиссар ООН по правам человека Луис Арбор заявил, что «его особо обеспокоило информация о преувеличенном применении силы… избиение митингующих».
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош Гараци призвал власти Грузии разрешить двум телекомпаниям – «Имеди» и «Кавкасиа» возобновить вещание.
Согласно Конституции, президент Саакашвили за 45 дней до дня выборов должен подать в отставку – т.е. 22 ноября.
«Это было последним шагом потерпевшего поражение тирана, единственным разумным шагом, который был сделан в последний период», — заявила Тина Хидашели от Республиканской партии, — «К сожалению, Михаил Саакашвили довел дело до того, что в то 22 ноября, в тот день, когда грузинский народ на руках внес его в Парламент, в то же 22 ноября ему придется уйти с поста президента этой страны. Для меня лично, как одного из болельщиков за революцию, участника и борца, это очень печальная реальность».
22 ноября 2003 года тысячи сторонников оппозиции под руководством Михаила Саакашвили ворвались в здание Парламента Грузии, за чем последовала отставка тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе.
По словам Давида Усупашвили, несмотря на этот «очевидный успех», остается выяснить еще много вопросов, в том числе и правила формирования Центральной избирательной комиссии.
«Но, основным приоритетом является снятие чрезвычайного положения», — добавил он. Президент Саакашвили заявил, что чрезвычайное положение будет отменено через «несколько дней».
После этого должны начаться переговоры для подбора единого кандидата от оппозиции. Давид Усупашвили заявил, что оппозиции будет намного легче сохранить единство перед президентскими выборами, чем в случае парламентских выборов.
«Основной предпосылкой для этого человека должно быть то, что он должен знать, что в случае нашей победы, он должен способствовать конституционным поправкам, что приведет к формированию парламентской системы в стране», — заявил Усупашвили.
Десять оппозиционных партий 17 октября подписали совместный манифест, который наряду с другими принципами включает также обязательство поддержать формирование парламентской системы правления в стране.
К манифесту не присоединились две оппозиционные партии – «Новые правые» и «Промышленники».
Лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе также приветствовал решение президента Саакашвили о назначении досрочных президентских выборов, и еще раз зафиксировал свое желание в связи с участием в президентских выборах.
Среди тех политиков, которые ранее выразили свои президентские амбиции, находятся также и лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили и лидер партии «Партия будущего» Гия Маисашвили. Но, Зурабишвили не имеет права участвовать в президентских выборах, так как она не проживала в течение 15 лет на территории Грузии. Она прибыла в Грузию в 2003 году.
Бывший министр обороны Ираклий Окруашвили никогда публично не заявлял о своих президентских амбициях, но ранее он также считался одним из потенциальных кандидатов на пост президента. Хотя, Окруашвили также не имеет право баллотироваться на должность президента, так как будущий президент должен быть старше 35 лет, а Окруашвили исполнится 35 лишь в ноябре 2008 года.
Несмотря на то, что бизнесмен Бадри Патаркацишвили имеет право баллотироваться на должность президента, некоторые депутаты от правящей партии 8 ноября заявили, что деятельность Патаркацишвили в последнее время «может включать в себе элементы криминальной незаконности».
Недавно Патаркацишвили обещал оппозиции, что будет финансировать проводимую ими кампанию против властей, что, со своей стороны, президент Саакашвили назвал управляемыми со стороны России попытками дестабилизации в Грузии.