Site icon Civil.ge

Решение ЦИКа переросло в кампанию противостояния

Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Грузии стала причиной возникновения новых противоречий, чем воспользовались правящая партия и ее кандидат в президенты, чтобы получить преимущество над оппозицией в предвыборной кампании.


Дело касается двух тем, которые превратились в предмет дебатов из-за полиции оппозиционных членов ЦИКа.


В частности, 1 декабря оппозиционные члены ЦИКа заблокировали решение об открытии избирательных участков к президентским выборам в Грузии 5 января 2008 года в Ираке и Косово, которые предоставили бы возможность 2000 грузинским военным принять участие в выборах. До этого оппозиционные члены ЦИКа выразили свои сомнения в связи со списками избирателей, заявив, что они могут быть «увеличены искусственно» властями с целью фальсификации выборов.


12 декабря правящая партия обвинила оппозицию в том, что около 2100 грузинских солдат лишились права голоса.


Согласно результатам исследования общественного мнения, которое было проведено в сентябре 2007 года Институтом опроса общественного мнения и маркетинга, рейтинг доверия к армии среди населения составил 86%. Вооруженные силы Грузии, после Грузинской Православной Церкви, занимают второе место в рейтинге доверия.


Кандидат в президенты Михаил Саакашвили был единственным среди кандидатов, который отреагировал на эти темы.


«Хочу выразить возмущение в связи с решением ЦИКа, которое запрещает 2 тысячам самым лучшим солдатам, самой эффективной и достойной гордости бригаде участвовать в президентских выборах», — завил Саакашвили 12 декабря, — «Это очень плохой прецедент. Мы не должны ставить выше достоинства нашей страны никакую политическую конъюнктуру».


В тот же день министерство обороны провело видео-мост с грузинскими военными в Ираке, отрывки которого были показаны грузинскими телеканалами. «Мы все удивлены тем, что произошло», — заявляет солдат из Ирака, — «Мы не можем понять, почему не можем принимать участия в голосовании?».


11 декабря шестеро оппозиционных членов Центральной избирательной комиссии из 13 не поддержали решение об открытии избирательных участков в Ираке и Косово. Для принятия решения не хватило двух голосов, т.е. не оказалось достаточно поддержки семерых членов комиссии от правящей партии, которые составляют большинство в ЦИКе.


Те, кто не поддержал решение, прибегли к помощи Конституции, которая запрещает проведение выборов в ходе чрезвычайного или военного положения.


«Абсолютно неправильно, когда они заявляют, что оппозиция лишила грузинских солдат права голоса. Этот вопрос регулируется Конституцией Грузии», — заявил член ЦИКа от Республиканской партии Зураб Мараквелидзе.


Министр юстиции Эка Ткешелашвили 12 декабря заявила, что аргументы оппозиции беспочвенны, так как данное положение Конституции действует лишь в отношении территории Грузии и не распространяется за ее пределами.


Предвыборный штаб Саакашвили также заявил, что блокирование оппозицией открытия избирательных участков в Ираке и Косово ставило своей целью то, чтобы лишить кандидата в президенты Михаила Саакашвили тех 2 тысяч голосов (проходящих службу в Ираке грузинских военных), которые он получил бы потому, что Михаил Саакашвили является создателем новой грузинской армии», — заявил на проведенной 12 декабря пресс-конференции спикер Предвыборного штаба Михаила Саакашвили Давид Бакрадзе, — «Вчера грузинских солдат лишили права выбора, и превратили этих людей во второсортных граждан Грузии».


Еще одним вопросом, который попыталась выдвинуть правящая партия на фоне этих противоречий, является возобновление дебатов по вопросу о правилах укомплектования Центральной избирательной комиссии.


Шесть оппозиционных партий — «Новые правые», «Свобода», Республиканцы, «Промышленники», «Консерваторы» Лейбористская партия – недавно получили право назначить своих представителей членами ЦИКа. Власти настоятельно требовали, чтобы ЦИК был сформирован по непартийному принципу, сертифицированными служащими. Но, несмотря на опасения по поводу политизации ЦИКа, власти все равно отступили. Это было еще одной уступкой среди тех компромиссов, на которые пришлось пойти властям после беспорядков, произошедших 7 ноября. По словам оппонентов, прежний ЦИК лишь символически был непартийным, и практически полностью подчинялся правящей партии.


«Вот, почему мы не хотели Центральную избирательную комиссию, укомплектованную по партийному принципу», — заявил Бакрадзе.


Вопрос, связанный с участием в голосовании грузинских солдат за пределами страны был первым проявлением внутренних противоречий в ЦИКе, что, по приближению даты выборов может получить еще более интенсивный характер, в основном, по тем вопросам, для принятия которых необходимо 2/3 голосов членов комиссии. Но, существуют решения, такие как, утверждение итогового протокола по результатам выборов, которые принимаются простым большинством голосов.