Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Выход России из соглашения об установлении санкций против Абхазии «аморально и опасно», — заявили представители властей Грузии.
В опубликованном 6 марта заявлении МИД России отметил, что в одностороннем порядке выходит из соглашения СНГ от 1996 года, которое предусматривает введение экономических санкций против Абхазии. Причиной этого Москва назвала «изменившиеся обстоятельства».
Соглашение, которое запрещает установление торговых, экономических, финансовых, транспортных и других связей с Абхазией, было подписано 12 государствами СНГ. В своем заявлении российское внешнеполитическое ведомство также призвало и другие государства СНГ сделать то же самое в отношении Абхазии.
«Выходя из данного решения, Россия снимает обязательство, не допускать продажу и поставку абхазской стороне вооружений всякого вида, соответствующей техники и запчастей, боеприпасов, военных транспортных средств и устройств (пункт 3); а также не допускать наем своих граждан и их отправку в зону конфликта для участия в любых вооруженных формированиях, действующих там (пункт 5 а), — говорится в ответном заявлении Министерства иностранных дел Грузии от 7 марта , — «Опасаемся, что именно снятие с себя этого важного обязательства, а не отмена и без того практически игнорируемых Россией экономических или гуманитарных ограничений, и является основной мотивацией принятия данного решения».
В такой обстановке, грузинская сторона заявляет, что оставляет за собой право на «адекватные действия», исходя из собственных национальных интересов.
Заявлению Москвы о выходе из соглашения, двумя неделями предшествовал призыв со стороны Тбилиси полноценно выполнять обязательства, взятые Россией по соглашению от 1996 года. Президент Саакашвили заявил, что этот вопрос он ставил на встрече со своим российским коллегой Владимиром Путиным 21 февраля в Москве. Саакашвили заявил: «Российская Федерация, должна выполнить свои обязательства по санкциям СНГ от 1996 года… Многие из этих санкций не осуществлялись эффективно, и мы категорически потребовали и требуем от российского руководства в полном объеме, в полном масштабе осуществить эти санкции против тех, кто провел этническую чистку в Абхазии».
Министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе и государственный министр по вопросам реинтеграции Темур Иакобашвили категорически осудили данное решение России.
«Аморально говорить о возвращении беженцев в то время, когда сотни тысяч жертв этнической чистки не могут вернуться в собственные, незаконно проданные дома на территории Абхазии, незаконна любая поддержка сепаратизма в соседнем государстве, и это опасное решение, так как такими действиями мы переходим в абсолютно новую фазу», — заявил 6 марта Давид Бакрадзе, который в настоящее время находится в Брюсселе.
«Таким решением мы переходим на новый этап, и мы обязательно поставим вопрос, что Россия является стороной в конфликте», — заявил Иакобашвили, и там же отметил, что участники конфликта не могут действовать, как миротворцы. Известно, что российские миротворцы размещены в зоне конфликта в Абхазии под эгидой СНГ.
Иакобашвили также сказал, что в заявлении МИДа России приводится «ложная» информация.
Российский МИД в своем заявлении отметил, что целью соглашения от 1996 года было вынудить Абхазию занять более гибкую позицию, в первую очередь, в вопросе возвращения беженцев и вынужденно перемещенных лиц.
«Сегодня ситуация кардинально изменилась. В Гальский район Абхазии вернулось большинство проживавших там ранее беженцев грузинской национальности. Дальнейшее продвижение этого процесса тормозится отказом Грузии от порядка их регистрации, который был предложен Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев», — говорится в заявлении Москвы.
Российский МИД также похвалил абхазскую сторону за то, что она «выполняет свои обязательства по основным договоренностям в этой сфере. Она готова к практическим шагам по укреплению доверия и безопасности в зоне конфликта». В то же время, российское внешнеполитическое ведомство критикует грузинскую сторону, так как, она «не проявляет аналогичного конструктивного подхода к выполнению ранее достигнутых договоренностей. Более того, она фактически подрывает переговорный процесс».
«На этом фоне сохранение запретов, установленных указанным Решением, полностью утрачивает свой смысл, препятствует реализации в регионе социально-экономических программ, обрекает народ Абхазии на неоправданные лишения», — отмечает российский МИД.
Председатель Парламента Грузии Нино Бурджанадзе назвала заявление МИДа России «провокацией».
«Это настоящая провокация, могу однозначно сказать, и я уверена, что мировое сообщество оценит это адекватно», — сказала Бурджанадзе 6 марта.
Де-факто лидер самопровозглашенной республики Абхазия Сергей Багапш назвал «закономерным» решение России и отметил, что этот шаг будет способствовать дальнейшей интеграции Абхазии с Россией.
За снятием санкции может последовать возможное подключение Абхазии к процессу подготовки Зимней олимпиады 2014 года в Мочи.
Министр транспорта России Юрий Левитин 5 марта на заседании Государственной думы России заявил, что использование Сухумского аэропорта в рамках строительства олимпийских объектов к Зимним олимпийским играм в Сочи сняло бы множество проблем, которые могут возникнуть в будущем.
В ответ на это министр иностранных дел Грузии сказал, что власти Грузии оценивают любую попытку использования территории и инфраструктуры Абхазии без соглашения с Тбилиси, как аннексию.