Civil Georgia, Тбилиси, Грузия — Генеральная ассамблея ООН 15 мая приняла подготовленную Грузией резолюцию, которая признает право беженцев и вынужденно перемещенных лиц и их потомков на возвращение в Абхазию, несмотря на их этническое происхождение.
Министерство иностранных дел Грузии заявило, что принятие этой резолюции «является еще одним наглядным успехом грузинской дипломатии, в который огромный вклад внесла также и Группа стран друзей (Грузии при генеральном секретаре ООН)».
Резолюция была принята 14 голосами против 11; 105 стран воздержались.
Резолюция выражает обеспокоенность «в связи с теми демографическими изменениями, которые были вызваны конфликтом в Абхазии», и заявляет, что сожалеет в связи с любыми попытками «изменить существующую там до конфликта демографическую ситуацию».
Ассамблея подчеркивает «необходимость быстрейшей разработки графика возвращения, который обеспечит скорейшее и добровольное возвращение беженцев и вынужденно перемещенных лиц в свои дома».
Резолюция также подчеркивает значение защиты прав беженцев и вынужденно перемещенных лиц, в том числе и жертв этнической чистки, и призывает все государства, не допускать приобретения лицами, находящимися под их юрисдикцией, имущества на территории Абхазии путем нарушения прав перемещенных лиц.
Резолюция призывает генерального секретаря ООН представить детальный доклад Генеральной ассамблее на следующем, 63-м заседании об осуществлении резолюции.
Посол Грузии в ООН Ираклий Аласания заявил, что резолюция является прорывом грузинской дипломатии, и она имеет жизненное значение по трем причинам.
«Первая это то, что термин «этническая чистка» снова появился», — заявил Аласания Тбилисскому бюро Радио «Свобода», — «За последние 10 лет Россия пыталась похоронить этот термин. Вторая то, что кроме признания прав беженцев и вынужденно перемещенных лиц на возвращение, в документе также отражено и их право на защиту имущества. И третья – то, что генеральному секретарю ООН поручено подготовить доклад к следующему заседанию Генеральной ассамблеи о том, что сделано с точки зрения возвращения перемещенных лиц».
Несмотря на то, что резолюции Генеральной ассамблеи носят рекомендательный характер, Ираклий Аласания заявил, что тот факт, что документ призывает генерального секретаря ООН представить доклад по резолюции, «указывает на новую динамику», что присваивает документу не только декларативный характер, но и большее значение.
Министерство иностранных дел Грузии отвечает в своем заявлении, что «резолюция получила силу политически обязательного документа для стран членов ООН».
Аласания также сказал, что резолюция придала сил Грузи, чтобы она «прочно выступила на международном фронте».
«Но, честно говоря, достижение реального прогресса зависит от самих грузин и абхазов, и это зависит от диалога между нами; Это самая важная часть», — добавил Аласания, который 12 мая неожиданно посетил Сухуми.
Кроме Грузии, резолюцию также поддержали Албания, Азербайджан, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Швеция, Украина и США.
Против резолюции проголосовали Армения, Беларусь, КНДР, Индия, Иран, Мьянма, Россия, Сербия, Судан, Сирия и Венесуэла.
Представитель России Илья Рогачев заявил Генеральной ассамблее, что при решении гуманитарных проблем, резолюция проявляет «политический подход к конфликту».
По его словам, резолюция «дестабилизирует деятельность ООН, связанную с урегулированием конфликтов», так как проблема возвращения беженцев, несмотря на то, что важна, она не единственная. Он также отметил, что документ искажает реальную картину конфликта, и это вызовет ухудшение грузино-абхазских отношений.
Франция, Великобритания и Германия, которые вместе с США и Россией входят в Группу стран друзей Грузии при генеральном секретаре ООН, воздержались при голосовании.
Представитель Германии заявил, что абсолютно поддерживает идею скорейшего возвращения беженцев и вынужденно перемещенных лиц, но, воздержался при голосовании, так как в тексте проигнорированы многие другие аспекты обстановки. Представитель Франции заявил, что Франция не считает, что данная инициатива достигнет жизненно важных гуманитарных и политических целей.